Греция – возможная жертва долгового кризиса
Греция может не справиться со своими обязательствами и стать первой реальной жертвой долгового кризиса стран еврозоны. В худшем случае возможен дефолт этой страны по своим долговым обязательствам, в результате чего потери понесут как европейские банки, так и хедж-фонды и частные инвесторы, вкладывавшие средства в ценные бумаги этой страны.
Игорь Зуев, аналитик банка Rietumu
В результате кризиса стран зоны евро, начавшегося ровно год назад, в мае 2010, в «группе риска» оказались четыре наиболее уязвимые страны – Греция, Ирландия, Португалия и Испания. Экономисты придумали для этой группы двусмысленную аббревиатуру PIGS (свиньи). Три из этих стран – Греция, Ирландия и Португалия – для решения своих проблем уже получили финансовую помощь от ЕС и МВФ.
По нашему мнению, вероятность того, что следующей за финансовой помощью обратится Испания, пока низка. В то же положение Греции, несмотря на уже оказанную ей поддержку, внушает серьезные опасения.
Отношение госдолга к ВВП Греции уже приближается к 150%, а к 2012 году этот показатель, по прогнозам, составит 159% от ВВП. Дефицит бюджета в 2009 году достиг 15,4% от ВВП, цель правительства на 2011 год – 7,4%. Безработица растет внушительными темпами: в середине 2009 года ее уровень составлял 9%, а в IV квартале 2010 года – уже 14,2%, и это только официальные цифры.
Страна предприняла радикальные меры для увеличения доходов бюджета и снижения расходов на социальные программы. Рынок труда стал более гибким, началась борьба с некоторыми монополиями, средний пенсионный возраст увеличен с 61,4 до 63,5 лет, зарплаты в госсекторе и пенсии заморожены на три года, НДС вырастет с 19% до 23%, а зарплаты госслужащих будут сокращены на 15-20%. Правительство объявило о программе приватизации в размере 50 млрд. евро (22% ВВП), одним из пунктов которой станет продажа государственных земель. Однако, несмотря на все это, у инвесторов появляется все больше сомнений в платежеспособности Греции.
В случае негативного сценария возможны несколько вариантов решения сложившейся ситуации:
– продолжение программы приватизации государственного хозяйства, превосходящей уже существующие договоренности с МВФ;
– оказание официальной помощи со стороны европейских властей в виде новых кредитов или продление сроков выплат по уже существующим обязательствам;
– реструктуризация частного долга; дефолт.
Возможность последнего сценария, в котором никто из стран-кредиторов и держателей долговых бумаг Греции не заинтересован, должна, на наш взгляд, заставить Германию всерьез рассмотреть варианты оказания дополнительной финансовой помощи этой стране. Например, Европейский фонд финансовой стабильности мог бы скупить греческие облигации (27 млрд. евро), которые будут выпущены на рынок в 2012 году. Такой вариант исключил бы возникновение политических противоречий в Германии, где налогоплательщики уже недовольны той помощью, которую Германия оказывает периферийным странам.
При этом нужно отметить, что любой вариант реструктуризации греческого долга повлечет цепную реакцию. Португалия и Ирландия также, скорее всего, захотят уменьшить свои обязательства, а реструктуризация долгов этих стран приведет к куда более плачевным последствиям.
Кроме того, Греция в настоящее время не способна одалживать средства у частных инвесторов по причине очень высоких процентных ставок, поэтому официальным кредиторам Евросоюза придется финансировать греческий долг до тех пор, пока власти страны не смогут обслуживать его самостоятельно, а это может затянуться на долгие годы.
Европейская банковская система сильно пострадает от реструктуризации греческого госдолга, не говоря уже о реструктуризации других стран PIGS. В этом плане ситуация с Грецией сильно отличается от событий в Аргентине в начале 2000-х. На наш взгляд, оптимальным решением было бы продление сроков погашения государственных облигаций Греции и предоставление еще одного пакета финансовой помощи от ЕС и МВФ. В этом случае потери будут наиболее минимальными для всех сторон.
Полная версия обзора.