«Цена — это то, что вы платите. Ценность — это то, что вы получаете» — У. Баффет
Каждый инвестор знает, любой актив может быть хорошей инвестицией за достаточно низкую цену. Как мы видели в прошлом году, даже очень проблемные бизнесы, вроде GameStop, могут принести хорошую доходность, если рынок раздаёт их акции буквально даром.
При этом большая часть участников рынка упорно игнорирует обратную сторону этого правила, где любой актив может быть ужасным вложением денег за достаточно высокую цену. И нет примера лучше, чем печальная история технологического конгломерата Cisco Systems (NASDAQ: CSCO)
Перенесёмся в первую половину девяностых — самый активный период развития интернета. Компьютеры понемногу распространялись по миру и становились всё более важной частью ежедневной жизни. Люди находились в эйфории, предвкушая невероятные возможности, которые в ближайшем будущем даст им мир, объединённый единой сетью коммуникаций.
Все смотрели на интернет-сектор как на золотую жилу. Интернет-стартапы начали появляться как грибы, а существующие компании спешили срочно переориентировать собственный бизнес. Если у компании не было плана к переходу в онлайн, или хотя бы сайта, то это казалось невероятной ошибкой.
Всё, что было хотя бы как-то связано с новым мегатрендом, вызывало небывалый интерес. Дело дошло до того, что к 1999 году 39% венчурного капитала вливалось в интернет-компании, а оценка ещё вчера не существовавших компаний раздувалась до запредельных высот. Анализ рынка от HSBC показывал, что средняя компания была переоценена как минимум на 40%, а цена могла быть адекватной только, если бы эти стартапы наращивали выручку на 80% ежегодно в течение пяти лет. Сложная задача, учитывая, что даже такой сверхуспешный бизнес, как Microsoft, сумел получить только чуть больше 50%.
За короткий период с 1995 с 2000 год индекс Nasdaq вырос с 1000 сразу до 5000, и Cisco Systems был в самом центре этого шторма. Хотя на рынок выходили сотни «будущих звёзд», трудно представить более безопасную ставку, чем лидирующий производитель оборудования, необходимого для тех самых бизнесов. Компания была тем самым продавцом лопат во время золотой лихорадки, что привлекало инвесторов.
На практике Cisco действительно оказалась одним из немногих по-настоящему успешных предприятий времён доткомов. За один только 1994 год выручка компании удвоилась. Хотя скорость роста падала с размером бизнеса, в 2000 году выручка все равно увеличилась на 55%. При этом компания показывала отличную валовую маржинальность в 66% и ROE в 14%. Достойные показатели для быстрорастущего бизнеса.
Проблемой, как и всегда в таких ситуациях, были ожидания от роста компании. Они были запредельно высокими. С начала 1999 до марта 2000 цена на акцию увеличилась на 236%, достигнув $80.06, а капитализация достигла космических $555 млрд. При этом мультипликаторы зашкаливали. Так компания торговалась за 201 чистую прибыль, 176 свободных денежных потоков, а показатель EV/S достигал 31. По любым мыслимым стандартам это очень много.
Больше полезной информации, обзоров и новостей на нашем Telegram-канале
@investorylife.
очень стабильный и маржинальный бизнес сетевое оборудование продавать и патенты держать
CISCO тогда никуда не делось, а вот куча стартапов исчезло
расскажите про них, побольше драмы )
сейчас видеокарты за 200 000₽ не покупаю и в игры не играю, точнее играю — шашки, шахматы, косынка, иногда карты и всё
когда будет побольше оборотки — буду сам видеокарты по таким ценам продавать, раз народ берет и они дохнут