16 апреля состоялась конференция «Инструменты финансового рынка для корпораций и компаний МСП: новосибирская сессия», которую организовал Cbonds. Boomin выступил информационным партнером мероприятия. Участники рынка обсудили механизмы привлечения инвестиций и меры поддержки для предприятий малого и среднего бизнеса.
Развитие малого и среднего предпринимательства в современной России является нацпроектом. Эта тема активно обсуждается на разных публичных площадках. Приоритетным является привлечение инвестиций. На что в реальности может рассчитывать собственник небольшого бизнеса, чтобы развивать его и дальше? На этот вопрос ответили участники конференции Cbonds: представители власти, Банка России, Московской биржи, рейтинговых агентств, банков, венчурных фондов и организаторов. Но самое главное — поделились своим опытом непосредственно представители компаний МСП, которые уже сделали определенные шаги по привлечению инвестиций, субсидирования и получению налоговых вычетов.
В настоящее время им доступны различные виды привлечения инвестиций: долговые и венчурные инвестиции, банковское кредитование, IPO, прямое инвестирование со стороны крупных финансовых структур, инструменты денежного и валютного рынков и т.д. Все они не противоречат друг другу и для большей эффективности могут быть использованы в совокупности.
Выход на публичный долговой рынок выгоден не только компаниям, но и экономике в целом. Центральный Банк видит приоритетную задачу в росте размещений. «Эмитенты облигаций — это точки роста, на которые экономика опирается в своем развитии», — отметил начальник экономического управления Банка России Евгений Хацкевич.
Спикеры мероприятия неоднократно отмечали в своих выступлениях изменения в структуре инвесторов на рынке корпоративных облигаций. Евгений Хацкевич в качестве главного тренда выделил
приток частных инвесторов. Ежемесячного их доля растет, количество брокерских счетов на Московской бирже уже превысило 11 млн. Также представитель ЦБ отметил рост коллективного инвестирования — увеличение количества ПИФов и Негосударственных пенсионных фондов. Новой быстрорастущей прослойке частных инвесторов необходимы знания: при инвестировании в сложные финансовые продукты необходимо понимать суть принятых решений, рисков, которые они на себя принимают. Отсюда и дальнейшее развитие идеи квалифицирования, которую регулятор планирует реализовывать и далее.
Увеличивающийся спрос на облигации со стороны физлиц, заинтересованных в максимальной доходности, дает толчок для развития сегмента ВДО, который традиционно формируют эмитенты малого и среднего бизнеса. «Розничный облигационный рынок — это явление, которое набирает силу», — отметил Андрей Хохрин генеральный директор ИК «
Иволга Капитал» в своем выступлении.
Приход на рынок новых небольших компаний, стремящийся диверсифицировать источники фондирования, ставит новые задачи и перед регулятором.
«Помимо защиты интересов частных инвесторов Банк России не ослабляет работу по контролю за эмитентами: с одной, стороны, снимаются лишние бюрократические процедуры, облегчается процесс эмиссии ценных бумаг, с другой стороны, усиливается контроль за раскрытием информации. Особенно сложно в этой ситуации делиться своими неудачами, потому что делиться успехами всегда приятнее. Прошедший пандемийный год показал, что как раз умение делать прозрачными, в том числе и свои проблемы, очень важно», — отметил представить Центробанка.
Дополнительным стимулом для эмитентов является помощь от государства: компании вошедшие в Сектор роста Московской биржи могут по-прежнему рассчитывать на получение субсидий. В этом году их список пополнился возмещением затрат на кредитный рейтинг.
Тема получения рейтинга — стала лейтмотивом прошедшего мероприятия. Её коснулись и представители рейтинговых агентств, и представители регуляторов (Московской биржи и Банка России), и организаторы, и эмитенты. На данном этапе в России получить кредитный рейтинг стоит достаточно дешево, и у эмитентов нет причин этого не делать.
«Благодаря тому, что в России четыре рейтинговых агентства, и они очень активно друг с другом конкурируют, у нас очень низкие затраты на рейтинг. И требование рейтингования я оцениваю, как справедливое», — отметил генеральный директор ИК «Иволга Капитал» Андрей Хохрин.
Представитель другого организатора, Виктор Лебедев, директор
GtottBjorn, видит будущее облигационного рынка в симбиозе двух основных категорий инвесторов: «институционалов», которых пока большинство на рынке, и «физиков», доля которых неуклонно растет. Эмитент в свою очередь должен соответствовать ожиданием и тех, и тех: с одной стороны, «быть красивым» (иметь прозрачный структурированный бизнес с отличными финансовыми показателями), с другой — показывать ставку, которая будет интересна всем.
«Таким образом, наш союз — эмитент, организатор, частный и институциональный инвестор — это то, что создаст основу для успешного развития данного рынка», — подчеркнул Виктор Лебедев.
Каким должен быть бизнес эмитента, чтобы вызывать доверие инвесторов и интерес организаторов? Этот вопрос волнует все стороны. Существуют формальные требования биржи к компаниям, которые могут быть допущены к торгам. Об этом в том числе рассказал Дмитрий Таскин, директор по развитию Департамента Рынка инноваций и инвестиций Московской биржи. Среди них — деятельность не менее трех лет и годовой объем выручки не менее 120 млн. Представители организаторов при этом отметили, что планка по выручке в реальности поднята до 500 млн, иначе размещение для эмитента будет слишком дорогим и невыгодным. Помимо показателей важную роль играет наличие стратегии у компании, четкое понимание, куда она движется, и чего хочет достичь.
«Если компания не то, что не знает, зачем она размещает облигации, а даже не знает, чем она будет заниматься через три-пять-десять лет — работать с таким эмитентом очень сложно, сложно объяснять инвесторам, кто это. На рынке есть компании, которые размещаются без стратегии, но чем жестче конкуренция, чем больше эмитентов на рынке, тем важнее иметь четкую стратегию развития — как основное конкурентное преимущество», — отметил Алексей Антипин, генеральный директор «
Юнисервис Капитал».
Порог в 500 млн могут перешагнуть далеко не все. Но это не повод ставить крест на долговом рынке небольшому бизнесу. Алексей Антипин указал на возможность привлечения инвестиций для таких компаний, например, через выпуск коммерческих облигаций. А Андрей Хохрин рассказал о примерах «
Группы «Продовольствие» и «
МСБ-Лизинга», которые смогли снизить затраты за счет того, что размещали выпуски без организатора, а его компания выполняла только функции андеррайтера, что в разы снижала расходы эмитента. При этом в любых кейсах на первый план выходит кредитное качество и качество бизнеса в целом.
«Важнейший параметр — это результативность бизнеса, то есть умеет или не умеет компания зарабатывать деньги. Человек приходит на рынок не для того, чтобы получить ставку 15% годовых. В этом случае он будет покупать акции. Ему главное — получить ставку больше, чем по депозиту. Проблема заключается только в кредитном качестве эмитента. В этой связи появляется еще одна тенденция. Мы сейчас формализуем отношения с клиентом на весь период выпуска: предоставление информации, требование к аудиту, требование международной отчетности и т.д. Пакет ковенант по выпуску формируется таким образом, чтобы занятые деньги шли именно на первоначально заявленные цели привлечения», — рассказал Андрей Хохрин.
Важность продолжения «работы над собой» после размещения отметил и Алексей Антипин:
«Разместить выпуск — это не так сложно для организатора и эмитента, если он к этому готов. Все самое интересное в их работе начинается дальше: подготовка и раскрытие информации, публикация отчетов, предоставление услуг представителя владельцев облигаций, IR (Investor Relations), проведение независимого аудита, выбор консультантов и подготовка отчетности по МСФО и многое другое».
Прозрачность компании, умение работать в информационном пространстве, постоянное взаимодействие с инвесторами, ответственное, порядочное, качественное ведение бизнеса — именно это делает привлекательными облигации того или иного эмитента в глазах инвесторов.
«Самое ценное, что существует на финансовом рынке — это доверие. И усилия Центрального банка как раз направлены на то, чтобы это доверие усилилось. Доверие — это вполне конкретная величина, которая на финансовом рынке измеряется в процентных пунктах, нормах доходности. Доверие на рынке очень легко потерять и его очень сложно заново заработать. Важно, чтобы мы совместными усилиями это доверие и дальше развивали», — подчеркнул Евгений Хилькевич.