Рецензии на книги

Рецензии на книги | Tam Marti quam Mercurio

Рецензия на книгу «Буржуа» — Вернер Зомбарт
Труд тысяч рук достигнет высшей цели, которую наметил ум один! © И.Гёте. Фауст

Об авторе: 

Вернер Зомбарт — немецкий эконом-социолог(классик), антрополог. Его учителем в университете был Г.Шмоллер. Четверть века позиционировал себя сторонником социализма. Довольно быстро приобрёл большую популярность среди русских «легальных марксистов». После 1914 года сильно склонился к национализму. В России издавался до 1931 г. поэтому изменение идей не было замечено.

Шотландская мудрость: «Когда вы немного нажили, становиться уже легко нажить много; трудность заключается в том, чтобы нажить то немногое.»

Начальный критический настрой: Довольно сложно вникнуть в то, что имеет ввиду автор под термином «Дух» в хозяйственной деятельности, какой может быть дух при мойке посуды? Как некая философия. Поиск такого духа больше похож на демагогию. Можно провести аналогию с поиском духа в творчестве масс. Какая попсовая музыка преобладает в тот или иной период, грустная, веселая, динамичная иль монотонная и т.д. Никаких закономерностей не найти, как не найти их на внутридневнном графике валютных цен и не найти в «хозяйственном духе». Аппелирует понятиями: исключение подтверждающее правило.

Эта книга является не просто историей развития капиталистического духа. Это история возобладания разума над телом, сознания над инстинктами. Своеобразное превращение животного духа в человеческий. В книге отчётливо указываются сопутствующие этому силы(традиции[кровь], религии[нравственные законы], государства [стимулы, должности]). В конце концов это история Человека.

«Eh bien, — восклицает Саккар, — без спекуляции (в этом узком смысле) не делались бы дела, моя дорогая. Зачем, к черту, вы требуете, чтобы я вынул из кармана деньги, что-бы я рисковал своим имуществом, если вы мне не обещаете какого-нибудь необычайного возмещения, внезапного счастья, которое мне откроет небо. При законной и средней оплате труда, при благоразумном равновесии ежедневных дел жизнь — это пустыня невероятной плоскости, это болото, в котором все силы засыпают и чахнут; но дайте внезапно вспыхнуть на горизонте видению, обещайте, что с одним су наживут сто, дайте всем этим сонным душам возможность погони за невозможным, покажите им миллионы, которые можно заработать в два часа, по мне пусть даже с риском сломить себе шею и ноги… и гонка начинается, энергия удесятеряется, давка так велика, что люди, стараясь только для своего собственного благосостояния, создают живые, великие и прекрасные творения...»
Создать настроение — вот лозунг! А что для этого хороши все средства, завоёвывающие внимание, любопытство, желание купить, само собою разумеется. Шум становится самоцелью.


Тезисы:

Традиционализм{докапиталистическая эпоха} — следование примеру, привычка - стремление к постоянству
В докапиталистическую эпоху счета не сходились (в основном из-за качественных характеристик), также богатство искали вне хозяйственной деятельности(До XVII вв.).
Капиталистический дух состоит из предпринимательского, спекулятивного и хозяйственного духа.
Предпринимательский дух состоит из трёх частей:
Завоевание — организация — торговля. ->=
Типы предпринимательства (16-18вв.): Разбойники — феодалы — бюрократы — спекулянты - купцы — ремесленники
Флоренция: исключительно мирный торговый город, торговали на чужих судах, когда появились два своих порта(в течении ста лет) продолжили торговать на чужих кораблях. Дело в том что у купцов не было разбойничьего духа для мореплавания того времени. Увенчанием флорентийского духа явилось то обстоятельство, что в конце концов государями этой страны стала семья менял.
При возникновении мануфактур, ремесленники не смогли обеспечить себя средствами производства и поэтому «брали кредиты» у более богатых ремесленников. Какое-то время государство пыталось с этим бороться(зависимость от богатых), но безуспешно. Бедные ремесленники не могли самостоятельно скопить сумму для покупки средств производства.
Мытарства Бенджамина Франклина, его ежедневный график:
Tam Marti quam Mercurio

"Испанская лень" — смена капиталистического духа(14-15вв.) на дух отвращения к труду и прилежания к «благородным» занятиям, особенно к административным должностям [чиновник](16-17вв.)
Чувственные и эротические личности суть противоположны.(Чувства можно укротить, эротику — нет.[ценность любовь])
Хозяйствовать значит сберегать, любить — расточать.
СХОЛАСТИКА. Религия и церковь в истории развития капиталистического духа {докапиталистическая-капиталистическая эпоха} — отвергание следованию бесконечности и ещё: Простой ссудный процент во всяком виде запрещён, прибыль на капитал во всяком виде дозволена(участие в убытке, взятие риска).
Государство как самый крупный предприниматель (rēs рūblica — общественное дело).
Смена ценностей(интерес к техническому прогрессу) — переход из субъетивного к объективному мышлению.

«Очевидным является что задолго до Реформации и раньше, чем какие бы то ни было пуританские принципы могли оказывать свое влияние, веселье в городах исчезло под давлением деловой жизни» © Mrs. Rich and Green. Town Life in the XV century

P.S. 

Капитализм — это средство(метод, инструмент) распределения благ в обществе, считающееся наиболее справедливым. Хотя местами это может быть и не так, но человеческая справедливость возвращает всё на круги своя. Т.е. капитализм это некий механизм распределения благ со своим методом оценки справедливости, «который иногда может сбоить», так называемая «невидимая рука рынка». Т.к. каждый человек участвующий в этой системе пользуется этим инструментом, то навык пользования им (экономический рационализм) определяет успех каждого в отдельности.

Может ли отдельно существовать капитализм как инструмент или как система? Я считаю что может. В таком случае отдельный капиталист будет более успешен в делах среди некапиталистов, потому что капитализм — более справедливая система хозяйствования, нежели чем что-то другое (По Платону — справедливость всегда имеет преимущество перед несправедливостью). И если кто-то захочет стать успешнее, ему непременно придётся сделаться капиталистом.

Получается что капитализм становится наряду с такими качествами как: решительность, умеренность, усердие, терпение и т.д. и т.п. И это не удивительно ведь как мы выяснили капитализм является суррогатом справедливости, так же как решительность - мужества[неверно], рассудительность — мудрости [? Кант].

Этот инструмент был «извлечён»(изображён, истолкован) из естественных законов природы по мере развития человечества. Удивительным лично для меня является тот факт что в гуманитарных науках есть законы и методы изучения таковых в природе, что вполне себе доказывает более высокую сложность изучения данных наук по сравнению с «естественными». Не думаю что в современных гуманитарных науках стоит задача открытия таких законов, но скорее своевременное распознавание и закрепление таковых.

Добавлю также что для человечества важен баланс между хозяйственной (экономической деятельностью) и личной жизнью. Несоблюдение этого условия приводит к сменяемости преимущественных тенденций в «Духе».

1 комментарий
ЗакрепитьКомментарий закреплен пользователем Иван Донских
Доп. рецензия к «Художественная промышленность и культура»:

В этом произведении автор приходит к выводу что художественный промысел «не вернется» к ремесленному производству, а станет во главе капиталистического. Также разбираются проблемы людей искусства с предпринимателями, потребителями и техникой(включая технику[процесс] производства того или иного предмета).
Следует различать «чистое» искусство от художественного промысла.
Первая категория не пригодная для худ. промысла — продукты, предметы производства и вещи с помощью которых делаются некрасивые(грязные) манипуляции.
Вторая категория — одежда.
Третья категория — жилище и домашняя обстановка(включая посуду).
Также необходимо различать между собой ручной труд и ремесло.


теги блога Иван Донских

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн