Блог им. electroezh

Р/Е. (НЕ) Фундаментальный мультипликатор.

Здравствуйте,  в данной статье я попытаюсь объяснить своё  мнение по поводу мультипликатора Р/Е,
и на примерах разобрать почему он на мой взгляд не является фундаментальным.

Итак, как мы знаем P/E это Капитализация делённая на Чистую прибыль

1. Капитализация, это цена акции умноженное на количество акций в обращении.
Если с кол-вом акций все предельно ясно, то с ценой акции не все так просто.
Цена акции формируется участниками торгов — думаю это очевидно.
Собственно участник торгов кто он? Кем является? Каковы его знания?
На основание чего он принимает решение о приобретение того или иного актива?
В общем каковы его фундаментальные характеристики и мотивы в данный момент
и чем они отличаются от характеристик прошлых периодов
(Здесь имею ввиду среднестатистического участника торгов).

Как минимум за последние 5 лет изменилось количество участников торгов (мосбиржа):
Р/Е. (НЕ) Фундаментальный мультипликатор.

И объем торгов:
Р/Е. (НЕ) Фундаментальный мультипликатор.

Итак и участников больше и объем увеличился, из этого можно предположить что капитализация
компаний пошла вверх, просто в силу того что спрос на активы увеличился.

Так же стоит отметить качество принятых решений при покупке активов, оно сильно «ухудшилось»
на мой взгляд за последние годы, некоторые активы берутся просто на «хайпе», при явном сильном
отрыве от фундаментальных показателей компаний.

Доказывает ли вышесказанное не фундаментальность Р/Е — скорее нет, чем да.
Вышеизложенным я хотел указать на то что на капитализацию, может, и влияет народ на бирже,
и при рассмотрение мультипликаторов, фундаментальном анализе, необходима как минимум
корректировка на изменившийся спрос на активы.

Отсутствие фундаментальности Р/Е, характеризуется на мой взгляд, знаменателем.

2. Чистая прибыль(ЧП). Проблемы ЧП кроются в учётных величинах влияющих на этот показатель.
Чистая прибыль это финансовый показатель, бухгалтерский показатель, не фундаментальный.
Давайте рассмотрим что же на неё влияет:   

— Амортизация, перейдём сразу к примеру.  Компания покупает себе станок для производства чего либо,
эту покупку она отображает как приобретение основных средств. Далее цену этого станка компания разделяет
на определённое кол-во лет, и каждый год часть этой цены, гипотетически вычитает из чистой прибыли,
происходит перенос стоимости основного средства в себестоимость будущих периодов.
Финансовый результат есть — реально же деньги никуда не идут.

  — Прибыль/убыток по курсовым разницам. Пример — компания приобретает инвестиционный актив в валюте,
допустим облигации, и это долгосрочная покупка. Изменение курса валют приводит к изменению стоимости актива,
компания обязана это изменение отобразить в качестве прибыли/убытка, происходит финансовая операция,
но фактически ничего не изменилось т.к. компания не продаёт этот актив, а продолжает его удерживать на балансе.

— Прибыль/убыток от изменения в оценки основных средств, нематериальных активов и т.д

Сразу к примеру, есть здание которое использует компания, и вот в один прекрасный момент цена этого здания изменяется,
иногда значительно, это изменение цены компания должна зафиксировать в виде прибыли/убытка,
т.е. фактически ничего не произошло, а финансово — значительно.

  — Обесценение гудвилла. Гудвилл — это экономическая выгода.
(Если честно я вообще не понимаю почему его называют деловой репутацией,
на мой взгляд это понятие вообще не отображает сути.)

На примере — Компания А поглощает компанию Б, заплатив за это 100 млн.,
при этом активы компании Б стоят фактически 20 млн., остальные 80 млн. Компания А признает в качестве гудвилла,
некоего допущения экономической выгоды будущих периодов. Эту экономическую выгоду тестируют на обесценивание,
и в случае обесценивания, оно отражается на чистой прибыли. Ситуация повторяется — происходит финансовая операция(гипотетическая),
но не фактическая, не реальная.

И это вершина айсберга, перечислил только то с чем сам знаком.

Еще немного примеров более глубоких:

— в мсфо 3 метода амортизации.

— 2 метода признания затрат по займам, капитализация или зачёт как расход в нынешний период.

— списание дебиторской задолженности 2 методами.

 И вишенка — некоторые трюки влияния на ЧП:

— изменение классификации финансовых вложений,

— продажа и последующий выкуп основного средства,

— продажа актива связанной стороне,

— капитализация некоторых видов затрат, на которые пока еще существуют «дыры» в МСФО,

— создание резервов сам черт не разберёт зачем, и последующее их списание.

 В связи с выше изложенным, а именно с тем что существует как и способы повлиять на P/E ( скорее несущественно),
так и происходят существенные события, которые очень сильно на него влияют,
но не отражают реально происходящих дел в компании, я и делаю вывод о том что это совсем не фундаментальный мультипликатор. 
Так же к этому же утверждению можно прийти по поводу всех мультипликаторов использующих чистую прибыль для расчёта:
EPS, ROA, ROE, и т.д.





★5
8 комментариев
Красный это не зелёный цвет. Практический вывод какой? 
А что скажете по мульту PEG? А как вам форвардный P/E?
Марвин_Инвестор, Я вообще не сторонник использования мультипликаторов, поэтому и не могу что то конкретно сказать по поводу PEG и forward P/E — не изучал их даже.
avatar
Любой мультипликатор — это линейка и не более того.
Для линейки важна точность, а не фундаментальность.
Если точность не устраивает — берем другие линейки P/EBIT, P/EBITDA, EV/EBITDA и т.д.

Если подойти к этому процессу концептуально, то любое предприятие это многомерный объект, а любой мульт это измерение какой-то проекции этого объекта. 
avatar
kachanov, для себя я такой линейки не нашел( может пока не глубоко искал), везде какие то допущения, или лазейки для влияния на мульт
avatar
Электрон, я тоже искал, но по прошествии времени и оценки результатов бросил это занятие.

Основных причин (моих) две:
1. Необходимо использовать прогнозные значения, а эта задача сильно сложней, чем посчитать значения по отчетности. Требуется более-менее адекватная модель предприятия. И, что гораздо хуже, требуется поддерживать её в актуальном состоянии на периоде между отчетами.
2. Та самая многомерность. Каждый мульт отражает какой-то срез предприятия. Три-четыре мульта — маловато, а большее количество приносит больше бардака, чем ясности, просто потому, что начинает  отражаться уникальность каждой фирмы. У кого-то тут лучше, у кого-то тут. Выделить какую-то область оптимальных параметров становится задачей скорее творческой, чем рутинной. А творить можно и без этих заморочек ))) Есть способы попроще
avatar
Куда вы лезете как дети маленькие! «МФСО система чтобы воровать и воровать» любой  проф главбух вам скажет © отчёт — телевизор финдиректора.

Приехал мужичок из командировки и приносит в бухгалтерию отчет. Там в первой строке «1. Шляпа – 50руб. »,  дальше все, как надо...  Бухгалтер: «Какая нах шляпа?» 

А он: " Да вот купил в командировке, нужна была".
Бухгалтер ему: " Так не пойдет – переписать!"
Мужичок пошел, переписал теперь «шляпа» в середине списка.
Бухгалтер увидел — совсем обнаглели, пересчитайте! 
На третий раз мужик приносит, читает бухгалтер, а в списке шляпы нет: «Ну и где же ваша шляпа?»
Мужик: «Да там она, только теперь ты ее хрен найдешь!»

avatar
MPlus, В чем то вы правы, но все же как то же анализировать нужно, для покупки или продажи нужно на что то опираться.
avatar

теги блога Электрон

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн