Блог им. Koleso
Часть 1 https://smart-lab.ru/blog/702749.php
Стоики совершили много важных психологических открытий.
Например, что болезненны не оскорбления, а их интерпретация. Или что негативная визуализация учит радоваться тому, что у нас уже есть, тем самым противодействуя нашей склонности постоянно желать большего.
Стоики боролись с горем, поскольку это негативная эмоция.
В то же время они понимали: будучи простыми смертными, мы неминуемо время от времени испытываем горе – как и страх, тревогу, гнев, ненависть, унижение и зависть, поэтому их цель состояла не в полном устранении этого чувства, а в сведении его к минимуму.
В некоторых случаях, психотерапия горя усугубляет и продлевает состояние пациентов, то есть делает только хуже.
Одно из исследований, посвященных эффективности терапии горя, проводилось среди родителей, потерявших малышей из-за синдрома внезапной детской смерти.
Сравнивалось состояние родителей, которые сознательно прорабатывали утрату согласно психотерапевтическим принципам, и тех, которые этого не делали.
Через три недели после смерти ребенка сильнее страдали родители из первой группы, и даже спустя полтора года они испытывали больший эмоциональный дискомфорт.
Очевидный вывод состоит в том, что «принудительное горевание» в рамках психотерапии горя способно не излечить, а затормозить естественный процесс выздоровления:
это психологический эквивалент ковыряния корки на ране.
Схожие исследования проводились среди лиц, переживших холокост, женщин, подвергшихся насилию, и мужчин, потерявших партнеров из-за СПИДа, – и давали схожие результаты.
хотя советы стоиков об управлении негативными эмоциями старомодны, это не делает их менее действенными.
По словам Сенеки, «каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным», поэтому он призывает «отбросить все жалобы на миновавшую боль, все речи вроде этих: “Никому не бывало хуже! Какие муки, какие страданья я перенес!”»
В конце концов, какой смысл «быть несчастным от прежних несчастий»?
если вы отказываетесь считать себя жертвой – то есть признавать свое внутреннее «я» побежденным внешними обстоятельствами, – ваша жизнь будет хорошей, как бы эти обстоятельства ни обернулись.
На взгляд стоиков, если мы не в состоянии преобразить себя, то не достигнем хорошей жизни, сколько бы ни реформировали общество, в котором живем.
жизненная философия включает два компонента: она объясняет, к чему стоит стремиться, а к чему нет и как достичь достойных целей.
Стоики считали, что стремиться следует к спокойствию, а именно психологическому состоянию, при котором человек испытывает мало негативных эмоций (вроде тревоги, горя или страха) и в изобилии позитивные, особенно радость.
стоики составили свод советов для тех, кто ищет покоя. Вот некоторые из них:
• Вы должны практиковать осознанность: наблюдать за собой в ходе повседневных дел, периодически анализируя свою реакцию на происходящее.
• Вам надлежит преодолевать негативные эмоции через рассуждения, а также управлять своими желаниями – настолько, насколько это возможно.
• Стоики указывают два основных источника человеческого несчастья – ненасытность и склонность беспокоиться о том, что вне нашей власти, – а также предлагают техники их устранения.
• Против ненасытности они советуют негативную визуализацию.
Вы должны созерцать непостоянство всего сущего.
Представлять утрату того, что цените больше всего, включая дорогие вам вещи и близких людей. И даже утрату собственной жизни. Это позволит вам ценить то, что у вас есть, и реже хотеть чего-то сверх имеющегося.
• Для подавления беспокойства из-за того, что находится вне вашей власти, следует ранжировать все элементы окружающей реальности на те, что вы не контролируете, полностью контролируете и контролируете, но не полностью.
Вы не должны беспокоиться о вещах вне вашего контроля. Вместо этого следует сосредоточиться на контролируемых целиком целях и ценностях и большую часть времени уделять тем, которые контролируете лишь частично. Так вы избежите множества напрасных тревог.
• Имея дело с вещами, над которыми у вас нет полного контроля, не забывайте интернализировать цели.
Цель игры в теннис должна состоять не в том, чтобы выиграть матч, но в том, чтобы сыграть его как можно лучше.
• Следует быть фаталистом в отношении внешнего мира: то, что происходило в прошлом и происходит сейчас, находится вне вашей власти, поэтому не должно расстраивать.
В соответствии со стоическим советом следует определить, что в жизни вы не контролируете.
Затем посредством рассуждений искоренить тревогу в отношении этих вещей. Это приблизит вас к безмятежности.
стоицизм суть лекарство.
Болезнью являются тревога, горе, страх и другие негативные эмоции, отравляющие людям существование и мешающие радоваться жизни.
Стоические техники помогают вылечить болезнь и тем самым обрести спокойствие.
Иными словами, античные стоики открыли «лекарство» от негативных эмоций, хотя заблуждались относительно того, почему оно работает.
Понять, как это произошло, можно на примере аспирина.
То, что он работает, не подлежит сомнению: человечество на протяжении тысячелетий догадывалось о его лекарственных свойствах.
Но как он работает?
Древние египтяне, которые применяли в лечебных целях кору ивы, содержащую то же действующее вещество, что и аспирин, придерживались следующей теории.
В человеческом организме находятся четыре субстанции: кровь, воздух, вода и вехуду.
Избыток последней вызывает воспаление и боль.
Жевание ивовой коры или питье настоя на ней уменьшают количество вехуду в организме больного, что в конечном итоге приводит к его выздоровлению.
Конечно, эта теория неверна: никакого вехуду нет в помине.
Но хотя египтяне неправильно представляли себе принцип действия аспирина, он все же действовал на них.
В XIX веке химики открыли активный компонент ивовой коры – салициловую кислоту, – по-прежнему оставаясь в неведении относительно того, как она работает.
Лишь в 1970-х годах ученые разобрались в этом: из мембран поврежденных клеток высвобождается арахидоновая кислота,
из нее синтезируются простагландины, которые, в свою очередь, вызывают жар, воспаление и боль.
Препятствуя образованию простагландинов, аспирин предотвращает этот процесс.
В этой истории важно, что непонимание людьми того, как аспирин работает, не мешало ему работать. То же самое можно сказать о стоицизме.
Стоики похожи на древних египтян, которые наткнулись на лекарство от распространенных недугов и пользовались им, не понимая механизма действия.
Если египтяне обнаружили средство от головной боли и жара, то стоики – от негативных эмоций; точнее, они разработали комплекс психологических техник, несущих спокойствие.
И египтяне, и стоики заблуждались относительно того, как обнаруженное средство действует, но не в отношении его эффективности.
Кому же подходит стоицизм?
Прежде всего тем, кто ищет покоя, – в конце концов, именно его обещает принести эта философия.
В завершение, идеи, посетившие автора в ходе собственной практики стоицизма.
Первая подсказка начинающим стоикам – придерживаться скрытого стоицизмом: вам не следует раскрывать свою принадлежность к стоической философии.
Следующий совет, не пытаться освоить все стоические техники разом, а обучаться им последовательно.
Неплохая техника на самом старте – негативная визуализация.
Возьмите за правило в свободные минуты мысленно созерцать утрату всего, что вам дорого.
Привычка к такому интеллектуальному упражнению может радикальным образом изменить ваши взгляды на жизнь.
Оно заставит осознать (хотя бы на время), как вам повезло: как много у вас того, за что вы должны быть благодарны независимо от сложившихся обстоятельств.
негативная визуализация столько же важна в повседневной жизни, сколь значима соль в кулинарии.
Хотя для того, чтобы добавить соль во время готовки, практически не требуется времени, сил и таланта,
это улучшит вкус большинства блюд.
Точно так же, хотя негативная визуализация требует минимума времени, сил и таланта, практикующие ее гораздо сильнее наслаждаются жизнью.
Вы можете обнаружить, что после занятий негативной визуализацией охотно принимаете жизнь, на которую еще недавно жаловались, что она ничего не стоит.
Освоив негативную визуализацию, начинающий стоик должен перейти к трихотомии контроля.
Все вещи в жизни следует разделить на неподконтрольные вам, полностью подконтрольные и подконтрольные частично, сосредоточив внимание на двух последних категориях.
Мы тратим время впустую и тревожимся понапрасну, если печемся о вещах, находящихся вне нашей власти.
«Зря ничего не следует делать».
Для овладения трихотомией контроля в совершенстве стоику-новичку предстоит научиться интернализации целей.
Например, ставить целью не победу в теннисном матче, а отличную подготовку к нему и игру с максимальной отдачей.
Последовательно интернализируя цели, можно уменьшить (но едва ли устранить полностью) мощный источник терзаний – разочарование от того, что вы не достигли очередной цели.
еще одно следствие трихотомии контроля – фатализм по отношению к прошлому и настоящему (но не будущему).
Стоику ничто не мешает размышлять о прошлом или настоящем, чтобы узнавать вещи, помогающие справиться с препятствиями на пути к безмятежности, однако он запрещает себе всякое сожаление о событиях текущих или прошедших.
Одним из самых любопытных достижений практики автора было то, что он перестал бояться оскорблений и превратился в их тонкого ценителя и знатока.
Во-первых, он стал коллекционером оскорблений: удостоившись очередной грубости, он ее анализирует и классифицирует.
Во-вторых, автор с нетерпением ждет, когда его оскорбят, чтобы отточить мастерство в «игре оскорблений».
Например, недавно Уильям обсуждал с коллегой книгу, которую пишет.
Коллега осадил: «Все не могу решить, должен ли в своем отклике охарактеризовать вашу позицию как злой умысел или просто досадное заблуждение».
у Уильяма хватило присутствия духа, чтобы ответить подобающим образом – самоуничижительной шуткой.
«Почему бы вам не изобразить меня погрязшим и во зле, и в заблуждениях?»
Самоирония стала его стандартной реакцией на оскорбления.
Когда его критикуют, он говорит, что все обстоит еще хуже, чем кажется критику.
Обвиняют в лени?
Чудо уже то, что вообще хоть сколько-то работаю.
Называют эгоистом?
Обычно я лишь к обеду вспоминаю, что на этой планете обитает кто-то еще.
Такие ответы могут показаться контрпродуктивными, коль скоро в некотором смысле подтверждают критику в адрес автора.
Но они показывают обидчику, что автор достаточно уверен в себе, чтобы не замечать выпадов, которые могут разве что рассмешить.
Отказываясь вступать в игру оскорблений, то есть воздерживаясь от ответной колкости, автор дает понять, что считает себя выше подобного поведения.
Этот отказ наверняка рассердит его сильнее, чем контроскорбление.
гнев похож на комариный укус: чесать приятно, сдерживаться нет.
Расчесав укус комара, об этом обычно жалеют: зуд возвращается и усиливается, в ранку можно занести инфекцию.
То же самое можно сказать и о гневе. Приятно отвести душу, но впоследствии наверняка придется пожалеть.
Причиняя себе физический или психологический дискомфорт, рассматривайте себя (или, во всяком случае, часть себя) как противника в некой игре.
Этот противник, если угодно, ваше другое «я» на эволюционном автопилоте – оно не хочет ничего, кроме как чувствовать себя комфортно и наслаждаться чем попало.
Ему недостает самодисциплины: если предоставить его самому себе, оно всю жизнь будет идти по пути наименьшего сопротивления и в результате окажется немногим больше туповатого искателя удовольствий.
Да еще и трусом.
Чтобы набрать очки в этой игре, возьмите верх над другим «я».
Для этого необходимо заставить его испытывать дискомфорт, которого оно обычно избегает, и помешать получать привычные удовольствия.
Если оно пугается чего-то –
принудить его осознать и превозмочь эти страхи.
Зачем вести эту игру?
Отчасти для самодисциплины.
А зачем ее развивать?
Потому что наделенные самодисциплиной способны сами определять, что им делать со своей жизнью.
Жизненный путь тех, кто лишен дисциплины, определяется кем-то или чем-то другим, поэтому они немало рискуют потратить жизнь зря.
Поединок против другого «я» также помогает закалять характер.
А еще можно наслаждаться, отказываясь от привычных удовольствий.
Пытаясь обогнать друг друга, мы в то же время соперничаем сами с собой, хоть и не все сознаем это.
Чтобы соревноваться друг с другом, каждый из нас должен преодолеть себя – свои страхи, лень, нехватку самодисциплины.
И вполне возможно, кто-то проиграет соревнование другим, но в процессе этого одержит победу над самим собой.
С тех пор как автор стал стоиком, его желания преобразились.
Он перестал желать многих вещей, которые некогда казались ему необходимыми для нормальной жизни.
Раньше он мечтал о новой машине, но, когда его шестнадцатилетняя приказала долго жить, купил подержанную девяти лет, что в прежние времена ему даже в голову не пришло бы.
:--) У нее, кстати, целых два новшества по сравнению с предыдущей: подстаканники и работающее радио. Чистое наслаждение!
Раньше денег у Уильяма было меньше, чем идей, на что их потратить;
сейчас это не проблема,
но скорее потому, что ему не хочется практически ничего, что можно приобрести за деньги.
Он стал дисфункциональным с потребительской точки зрения.
Оказавшись в торговом центре, он не делает покупок, а смотрит вокруг, дивясь всем тем вещам, которые не просто не хочет, но даже не может себе представить, при каких обстоятельствах захотел бы.
Его единственное развлечение в молле – наблюдать за другими посетителями.
Подозреваю, большинство из них оказываются в торговом центре вовсе не для того, чтобы купить что-то конкретное.
Скорее, они приходят в надежде, что захотят купить что-то такое, о чем до посещения торгового центра даже не думали.
Это позволяет им испытать сиюминутное удовольствие, когда они купят желаемое.
Стоит ли говорить, что это ощущение имеет столь же мало общего с состоянием долгосрочного счастья, сколь инъекция героина со счастьем героинового наркомана.
способность желать потребительские товары автора просто атрофировалась.
Судя по всему, как потребитель он пересек некую точку невозврата.
Миновав ее, он едва ли когда-нибудь вернется к бездумному консьюмеризму, который некогда казался ему таким увлекательным.
Еще одно открытие, совершенное Уильямом в ходе стоической практики, касается радости.
Чувство радости, которого искали стоики, лучше всего можно описать как беспредметное наслаждение – не чем-то конкретным, а всем вообще.
Это удовольствие просто от причастности к жизни.
От осознания, что все эти вещи вокруг нас не обязаны существовать, но существуют самым непостижимым и великолепным образом.
из-за стоической практики периодически все вообще стало приводить автора в восторг.
поначалу он не вполне понимал, как реагировать на эти приливы восторга.
В конечном счете Уильям понял, насколько глупа любая другая реакция, кроме полного принятия этих эмоций. Что он и сделал.
Еще, благодаря исследованию желаний автор узнал, что практически все философы и религиозные мыслители, наблюдавшие за людской жизнью, приходили к выводу, что неправильно живет именно большинство.
я призываю всех читателей этой книги ознакомиться с первоисточниками.
Я рекомендую начать с Сенеки, особенно с трактатов «О блаженной жизни», «О безмятежности духа» и «О скоротечности жизни».
(Луций Анней Сенека. Философские трактаты)
Письма Сенеки к Луцилию тоже заслуживают внимания. Всего их больше сотни, и некоторые представляют больший интерес, чем другие. Как правило, они посвящены разным темам.
Скажем, в письме 83 Сенека обсуждает алкоголь, в 12-м и 26-м – старость, в 7-м – гладиаторские представления
он описывает, как во время перерывов зрители скандируют, чтобы на арене хоть кого-нибудь убили, иначе им скучно.
Музоний Руф полезен практическими советами по повседневным вопросам.
(Гай Музоний Руф. Фрагменты)
Знакомство с Эпиктетом стоит начать с «Руководства»,
также известного как «Энхиридион».
Это короткий, широкодоступный и философски понятный текст. Жемчужина философской литературы.
(Эпиктет. Энхиридион. СПб.: «Владимир Даль», 2012)
«Размышления» Марка Аврелия тоже доступны и легки для понимания.
Однако читать их не так просто, поскольку это собрание разрозненных (за исключением общей темы стоицизма) и иногда повторяющихся наблюдений.
Я также рекомендовал бы «Афоризмы житейской мудрости» и «Поучения и максимы» Артура Шопенгауэра.
Эти книги не являются стоическими в прямом смысле слова, но выдержаны в стоическом духе.
Читателей может заинтересовать роман Тома Вулфа «Мужчина в полный рост», один из героев которого случайно открывает для себя стоицизм и начинает его практиковать.
Адо П. Духовные упражнения и античная философия / Пер. под общ. ред. изд. «Логос» при участии В. Воробьева. М.; СПб.: Степной ветер; Коло, 2005.
Адо П. Что такое античная философия? / Пер. В. П. Гайдамака. М., 1999.
Гай Музоний Руф. Фрагменты / Вступ. ст., пер. и коммент. А. Столярова. М.: ИФ РАН, 2016.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. и прим. М. Гаспарова. М.: Мысль, 1979.
Дион Кассий. Римская история. Книги LXIV–LXXX / Пер. А. Махлаюка. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2015.
Дион Хрисостом. Речь VI. Диоген, или О тирании / Пер. И. Нахова // Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей / Сост. И. Нахов. М.: Наука, 1984.
Дион Хрисостом. Речь VIII. Диоген, или О доблести / Пер. М. Грабарь-Пассек // Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей / Сост. И. Нахов. М.: Наука, 1984.
Карус П. Провозвестие Будды / Пер. Н. Сизовой. М.: Ганга, 2014.
Лао-цзы. Дао дэ цзин / Пер. Ян Хин-шуна // Древнекитайская философия. В 2 т. М.: Мысль, 1972. Т. 1.
Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Пер. и прим. С. Ошерова; Отв. ред. М. Гаспаров. М.: Наука, 1977.
Луций Анней Сенека. О безмятежности духа / Пер. и коммент. Н. Ткаченко // Труды кафедры древних языков исторического факультета МГУ / Отв. ред. И. Чичуров. М.; СПб.: Алетейя, 2000.
Луций Анней Сенека. Утешение к Марции / Пер. М. Браша и Б. Ерогина; Под ред. М. Позднева // Луций Анней Сенека. О милосердии / Сост. М. Позднев. СПб.: Азбука-Аттикус, 2018.
Луций Анней Сенека. Утешение к матери Гельвии / Пер. М. Позднева // Луций Анней Сенека. О милосердии / Сост. М. Позднев. СПб.: Азбука-Аттикус, 2018.
Луций Анней Сенека. Утешение к Полибию / Пер. Н. Керасиди // Луций Анней Сенека. О милосердии / Сост. М. Позднев. СПб.: Азбука-Аттикус, 2018.
Луций Анней Сенека. Философские трактаты / Пер. Т. Бородай. СПб.: Алетейя, 2001.
Марк Аврелий. Наедине с собой / Пер. и прим. С. Роговина. М.: Издательство Сабашниковых, 1914.
Марк Аврелий. Размышления / Пер. А. Гаврилова; Изд. подгот. А. Доватур, А. Гаврилов, Я. Унт. СПб.: Наука, 1993.
Марк Туллий Цицерон. Тускуланские беседы / Пер. М. Гаспарова // Марк Туллий Цицерон. Избранные сочинения / Сост. и ред. М. Л. Гаспарова, С. А. Ошерова, В. М. Смирина. М.: Художественная литература, 1975.
Mappy А.-И. История воспитания в античности / Пер. А. Любжина, М. Сокольской, А. Пахомовой. М.: ГЛК, 1998.
Платон. Государство / Пер. А. Егунова // Платон. Соч. в 4 т. / Под общ. ред. А. Лосева, В. Асмуса. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, «Издательство Олега Абышко», 2007. Т. 3.
Плутарх. Как осознать свои успехи в добродетели / Пер. сайта Symposium.ru. URL: http://simposium.ru/ru/node/13592.
Плутарх. Катон / Пер. С. Маркиша // Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. М.: Наука, 1964. Т. 3.
Рене Декарт. Рассуждение о методе / Пер. М. Гарнцева // Рене Декарт. Соч. в 2 т. / Сост. и ред. В. Соколова. М.: Мысль, 1989. Т. 1.
Страбон. География / Пер. и коммент. Г. Стратановского; Под общ. ред. С. Утченко. М.: Наука, 1964.
Тацит. Анналы / Пер. А. Бобовича; Под ред. Я. Боровского // Тацит. Соч. в 2 т. СПб.: Наука, 1969. Т. 1.
Торо Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу / Пер. З. Александровой. М.: Издательство АН СССР, 1962.
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / Пер. Ю. Айхенвальда // Шопенгауэр А. Собр. соч. в 6 т. М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 2001. Т. 2 / Под. ред. А. Чанышева.
Эпиктет. Беседы / Пер. и прим. Г. Тароняна. М.: Ладомир, 1997.
Эпиктет. Энхиридион. Краткое руководство к нравственной жизни / Пер. и прим. А. Тыжова. СПб.: Владимир Даль, 2012.
Эпикур. Письма и фрагменты Эпикура / Пер. С. Соболевского // Материалисты Древней Греции. М.: Госполитиздат, 1955.
Юлий Капитолин. Жизнеописание Марка Антонина Философа / Пер. С. Кондратьева; Под ред. А. Доватура // Вестник древней истории. 1957. № 2.
Марк Аврелий тута и НАХРЕН никому не усрался…