Блог им. sng
Посмотрел на выходных свежий 37-минутный монолог Кэти Вуд. Для тех, кто не в курсе: ей 65 лет, она начинала карьеру помощником экономиста в далёком 1977 году, а в 1998 основала свой первый хедж-фонд. Сейчас она у всех на слуху — её компания ARK Invest управляет 8 ETF'ами с суммарными активами $50 млрд. Флагманский ARK Disruptive Innovation (ARKK) показал результат +150% по итогам 2020 года против S&P500 c +16%. А если смотреть со старта торгов в 2014 году, то результат ARKK +530% против +118% у S&P500. Её фонды отличаются от привычных ETF тем, что они являются фондами с активным управлением. Они не следуют какому-то рассчитываемому на стороне индексу, а все решения основываются на выводах их собственного центра исследований инноваций.
И нет, покупать их фонды с активным управлением с расчётом на то, что тренд продолжится, и им удастся и в следующее десятилетие бить рынок, я не стану. Но позицию человека с 44-летним опытом и заслуживающими уважения результатами труда выслушал с удовольствием. И вот вам главные тезисы:
1. Долговой рынок в 2021 году ведёт себя странно. Несмотря на ошеломляющие данные по инфляции и новостному фону, который буквально кричит «бойтесь инфляции», доходность 10-леток снижается несколько месяцев, снизившись с 1,74% до 1,43%. Долговой рынок будто бы не закладывает больше инфляцию. Цитата:
«Они что-то вынюхали. Они знают то, чего не знают остальные»
2. Все инновации, которые мы исследуем — несут миру дефляцию. Компании вкладываются в науку, это позволяет им изобретать продукт с низкой стоимостью, и старые компании вынуждены тоже снижать цены. И так и будет продолжаться, инновации — дефляционный фактор. В долгосроке инфляция будет стремиться к нулю, но это не та дефляция, что вызвана снижением потребления, это немного другое.
3. По результатам 2 квартала ждите ошеломляющих цифр по прибылям. Если взять суммарный EPS для S&P500, то мы ожидаем его на уровне $220 в годовом выражении по итогам отчетов 2 квартала, так что Р/Е рынка прямо сейчас ниже 20.
4. К концу года прибыли компаний будут испытывать давление: сейчас 9,3 млн открытых вакансий в США, компании просто не могут найти рабочие руки. Это не в последнюю очередь из-за того что зарплаты низкие, так что им придется повышать зарплаты, что будет оказывать давление на прибыль. Но впоследствии это обернётся всё большими доходами.
5. Искренне жаль компании, которые огромные деньги отправляют на обратный выкуп и дивиденды, пренебрегая инвестициями в производство. Они могут оказаться неготовыми к новому миру, и их смоет.
6. Все будто бы забыли о Tesla Semi-Truck с автономным управлением. А часики тикают, скоро могут быть новости, не зря Tesla вставила картинку с грузовиком в свой пресс-релиз о результатах.
Источник — ARK Invest
Мой перевод отрывка:
Пока Тесла будет, другие уже провели дорожные испытания и заключают контракты или уже давно продают: BYD, Volvo VNR, Daimler eCascadia и др.
Еще несколько производителей электрогрузовиков уже получили разрешения на автономное вождение по дорогам общего пользования. В данном случае Тесла со своим Семи отстает от конкурентов. Не мудрено и забыть.
И опытом банкротства двух фондов, где она была управляющей (2000, 2008 гг.). Про это почему-то забывают добавить.
Тесла:
1. Нет готовых к продаже грузовиков
2. Нет разрешения на испытание автопилота (без водителя) на дорогах общего пользования
3. Нет испытаний автопилота
4. Нет ни одной продажи
Daimler/Volvo:
1. Есть/Есть
2. Есть/Нет
3. Есть/Нет
4. Нет/Есть
Daimler/Volvo я привел как пример, что даже они успели запилить электрогрузовик.
BYD и др. в Китае — там вообще куча электрогрузовиков, электробусов, про электромобили вообще молчу.
Еще пачку миниэлектрогрузовиков, или грузовых бусов я даже не приводил. Причем Китай и на экспорт успевает клепать.
Еще можно вспомнить про Cybertruck — опять же у Тесла только макет, а конкуренты уже продают (F-150 lightng, Hummer EV и др.)
И, чтоб поржать, даже в Украине есть электрогрузовик с заключенным конрактом на поставку в Европу (без автопилота, но электрогрузовик с продажами).
Так что, маркетинг Маска с макетом и готовые продаваемые электрогрузовики — прекрасно отделенная маркетинговая лапша от реальности.
Странная ремарка, т.к. каждый по отдельности клепает больше электро- и бензо-грузовиков, чем 0 у Теслы. Причем Daimler/Volvo/BYD это не гаражные стартапы, ресурсы и мощности есть.
A2format, Вы смешали все в одну кучу — траки(=тягачи), грузовики, легковушки, так и не разобравшись в рынке и стоящих перед ним проблемах.
Итак, то, что делает Маск — это truck(седельный тягач) Semi. Не нужно путать с грузовиками. Его назначение — междугородные перевозки грузов. Основная мысль у Маска — сделать трак, который будет сам ездить между городами, что сэкономит время, удешевит перевозки и повысит эффективность. На текущем этапе это до 500 миль в один конец. Для этого ему надо:
1) Эффективные недорогие ячейки типа 4680. Много ячеек, это порядка 500 кВт*ч на трак.
2) Автопилот хотя бы 4-го уровня для публичных дорог, на первом этапе можно для толькло для нескольких хорошо известных дорог.
Сейчас на рынке нет массовых серийных траков с таким запасом хода. То, что Вы перечислили, не массово, маленький запас хода и не обладают автопилотом 4-го уровня. Semi уже довольно давно ездит по дорогам в тестовом режиме, есть много свидетельских снимков и видосов в интернете. Я также напомню, что у Теслы гигантская очередь на этот трак от логистических компаний. Если б был какой аналог на рынке — он бы уже давно ездил по дорогам массово, так как спрос на это дикий.
Не приписывайте мне своих слов.
Я отдельно перечислил траки, грузовики, электробусы как примеры тяжелой техники.
Я привел примеры 8-го класса тягачей. Я же не перечислял в тягачах Freightliner eM2 (эта модель 6-7 класса, хотя тоже относится к тяжелым тягачам). Да вы похоже сами то не разобрались, а уже учить собрались?
Так вот, «знаток», у Daimler eCascadia (и у Volvo кстати тоже) есть автопилот 4-го уровня, а у Маска нет такого, только 2-й уровень недавно еле достигли.
Да что вы говорите? Наверно поэтому вся тяжелая техника в Китае катается на таких батарейках (ниже рисунок)? Наверно потому, что китайцы решили на более дорогих батареях кататься?
10 000 Ah, 335 kg (это один из примеров линейки).
И чтоб вообще уржаться:
«Tesla более года ведет переговоры с китайским производителем о поставках LFP-батарей, которые будут дешевле, чем ее существующие батареи, на «двузначный процент», сообщил Reuters источник, непосредственно связанный с этим вопросом.»
Что-то не так с 4680?
LiFePO4/LYP (пример — рисунок выше) — основа китайской тяжелой и легкой техники, а не «дешевые 4680». Да, немного ниже Wh/kg, но зато гораздо дешевле, неприхотливы (по паспорту до -45), выдерживают большую силу тока, более пожаробезопасны.
У Маска, напомню, 0 серийных траков (с пофиг каким запасом хода). А у BYD, Dailmler, Volvo и др. есть, ездят, продаются. Где продажи, Карл? Ведь «уже давно ездит». Конкуренты вон, уже продают, а Семи всё ещё ездит. Громкие слова. Вот цитата:
«Tesla получила самый большой заказ на электрогрузовики
Компания Walmart Canada намерена приобрести 130 магистральных электрический тягачей Tesla Semi»
Не все сразу. Для планки 3 млн. электромобилей в год понадобилось лет 10. Конкуренты уже катают по дорогам у клиентов, а Тесла пока только «шпионскими фоточками делится с передвигаемой датой начала продаж». Разница видна?Самый большой заказ — 130 штук это «гигантская» очередь?
Peterbilt — один из лидеров тягачей в США, выпустил недавно электрическую версию. Количество предзаказов не знаю (предзаказы открыты), но и про «гигантские очереди» не слышал. Про продажи BYD не интересовался. В планах Freightliner выйти на продажи 10000 в год — но это тоже не «гигантские очереди (планы)». Спрос есть, но еще не такой ажиотажный.
Я не знаю, зачем Вы мешаете сюда другие типы комм. авто, хотя речь идет конкретно о Semi, который тягач.
Насколько я вижу, у Вас есть какие-то отрывочные знания, но глубоко эти темы, к моему сожалению, Вы не изучали. Дабы не тратить много времени, я разберу лишь один кейс и дам пруфы про:
У Daimler eCascadia никакого автопилота еще нет, так как нет и самого трака, который еще только планируется выпустить в конце следующего года — insideevs.com/news/500134/freightliner-opens-orders-ecascadia-em2/. Так же нет и самого автопилота L4 на текущих траках, только SAE L2 — www.daimler.com/innovation/case/autonomous/automated-driving-daimler-trucks.html .
Так как SAE L4 сам Daimler осилить не смог, они купили часть проект Torc в 2019-м — techcrunch.com/2019/03/29/daimler-acquires-torc-robotics/.
Судя по-всему, дела в Torc идут неважно и Daimler решили на всякий случай запартнериться с Waymo, которые уже продвинулись ближе к L4. На текущий момент у Waymo есть тестовый полигон в виде 130 квадратных километров в Фениксе, где они катают свой такси сервис Waymo One — spectrum.ieee.org/cars-that-think/transportation/self-driving/full-autonomy-waymo-driver. Хоть представители Waymo и заявляют, что у них где-то там L4 видится по их мнению, реально им еще далеко, вот видео, как их такси не смогло сделать поворот на дорогу с конусами без помощи — www.youtube.com/watch?v=zdKCQKBvH-A. Причем сама помощь очень не быстро пришла. Сколько они еще будут катать в тестовых полигонах — этого не знает никто, может год, может 5 лет. Причем катать им траки придется отдельно — так как это другой вид техники и оборудование и алгоритмы нужно адаптировать к нему. На текущий момент, насколько мне известно, в мире нет полноценного автопилота L4, чтоб ездил в реальном мире на реальных авто, а не только по строго известным маршрутам.
Ок, еще раз докажу, что вы профан в обсуждаемых вопросах.Daimler начал испытывать беспилотные грузовики на дорогах общего пользования Испытывают то, чего нет? Да еще и на дорогах общего пользования? Хорошо, что уже про автопилот Семи не заикаетесь.
А это вы просто отстали. Был L2 стал L4: Daimler Trucks and Torc Robotics are actively developing and testing automated trucks with SAE Level 4 intent technology on public roads.
Для полноты картинки, Volvo также уже давно начало тесты на
s part of the Volvo Group, UD Trucks… UD Trucks is proud to present the first demo of Level 4 automation for heavy-duty trucks.
Volvo Vera Veoneer said the Zenuity joint venture’s software for Level 4 autonomous driving
И еще 4-й уровень Volvo другая система, хоть и для легковых (разница небольшая) This ranks it at Level 4 on the SAE scale of self-driving capability.
Прямо по вашей ссылке (это LOL) pilot fleet of 38 electric vehicles that collectively covered nearly 750,000 miles (1.2 million km) in customer hands in North America. Клиенты ездят на несуществующих грузовиках?
Для полноты картинки еще и Volvo уже начали поставку клиентам: Earlier this month, we delivered QCD’s first VNR Electric Тоже не существует?
И прекрасно, пусть пробуют разные системы, какие лучше.
Или, если недавно Тесла запартнерилась с Luminar то это повод (по вашей логике) говорить, что автопилот Теслы фигня? А если добавить, что вчера Илон Маск сказал, что автопилот разработать оказалось сложновато, то на автопилоте Теслы стоит ставить крест? Логика у вас странная.
У Waymo есть разрешение на тестирование беспилотнык авто на дорогах общего пользования по всей Калифорнии (напомню, у Тесла такого нет и не предвится пока). Калифорния это 130 кв. км?
Робогрузовик калифорнийского стартапа Plus.ai самостоятельно пересек США — от тихоокеанского побережья до атлантического, из калифорнийского Тулара до пенсильванского Квакертауна. Поездка в общей сложности заняла три дня, а расстояние, которое в итоге преодолело автономное транспортное средство, снабженное камерами, лазерами и радарами, составило свыше 4500 км.
Через все США 4500 км это 130 кв. км.?
Опять у вас сбой логики. Если глюк — то это уже не 4-й уровень? А у Теслы тьма глюков на 2-м уровне, по вашей логике, значит у Теслы нет 2-го уровня, глюк же есть? Двойные стандарты? У Waymo глюков быть не может, а у Теслы глюки можно?
Адаптация к другим габаритам и ТТХ — гораздо проще, чем разрабатывать с нуля. Ничего сложного. Тесле тоже свой автопилот на траках прийдется адаптировать, но для Теслы вас это почему не смущает, а как для Waymo так проблема.
Вот ездят грузовики и легковушки с 4-м уровнем автономности по дорогам общего пользования… а у вас «нет такого в мире!» Это у Теслы такого нет, а у других есть.
A2format, Вы путаете автопилот L4 в СЕРИЙНОМ авто и автопилот в экспериментальном авто. Последний случай катают очень многие компании. Вы ведетесь на маркетинговые новости не понимая сути — сейчас нельзя купить трак с автопилотом L4. А раз нельзя — то и пользы для автопроизводителя нет, так как нет прибыли.
Вообще, тяжело Вам что-то объяснять, да и желания как-то нет. Хотите заблуждаться — Ваше право.
1. Речь шла или есть серийные/предсерийные электротраки у конкурентов (а не только автопилот) — у конкурентов есть, у Теслы нет.
2. The complete Level 4 autonomous system ... First Autonomous Trucking Developer to Start Mass Production
3. Freightliner/Volvo и др. или L2 уже есть или L4 в шаге от внедрения в серию (после тестов). У Теслы пока что даже конь не валялся.
Да, расскажите суть Тесла Семи, у которого не то, что автопилота L4 нет, нет даже предсерийного образца, кроме парочки «шпионских фото макета на колесах». Вот кто реально повелся на рекламные брошюрки. А конкуренты уже продают.
1. кончено если деньги печатают со скоростью 1 триллион/ мес — то цена облиг будет низкой, ещё недавно 1/3 долга вообще имела отрицательную ставку.
2. А ещё инновации это большой риск для инвестора — взлетит не взлетит или стартаперы тебе втюхали тухлый проект и свалили с кэшем в закат или просто по назначают сами себе ещё 2-3-5 лет большую зарплаты и бонусы. всё лучше чем простым программистом или инженером на дядю работать.
PS что-то она там гадала про биткоин в 500 000… где это? Когда? Будет ли?
Тот же Баффет зашёл на почти всю котлету в Apple и на этом показал результат. Что в таком подходе прикольного?
Сравни результаты ARKK и ARKG с условным VOO. Какие ещё доказательства нужны, что это не просто угадайка?
Может покажете свой портфель? Давайте сравним результаты.
Тот же Баффет за за это время еще больше нарастил свои млрд. (весьма стабильно!). Та же Кети за это время ухлопала два фонда, показала супер-результат за 1 год (!) из 44 лет ее карьеры (при этом забывая ее годовые результаты в разные годы -30%, -40%, -50%, -80%...). Когда ARKK схлопнется?
1. Сколько существует VOO, а сколько ARKK?
2. Не настигнет ли ARKK провал, какой был у Кети Вуд с двумя предыдущими фондами?
3. За последние полгода ARKK обваливался на -37%, и сейчас -20%, VOO за это время +17%. Обвала рынков то не было, чтобы обвалится на -37%.
4. 60% результата ARKK только за последний год из 7 лет (!). У VOO результат гораздо стабильнее.
Что это еще, если не угадайка?
Что вы через 10 лет будете фиксить, если ваши портфели от 1,5 года до 1 месяца (!) :) вы еще ни разу «лет через 10» не прошли, а уже делите шкуру неубитого медведя.