Блог им. NeGuru

Самая частая ошибка анализа на примере сравнения стоимости такси/своё авто

    • 15 августа 2021, 10:34
    • |
    • Ne Guru
  • Еще

   Отличный пример, чтобы рассмотреть одну из самых частых и сложно уловимых ошибок при торговле — вырывание информации из контекста. Наш мозг сначала упрощает объект анализа (это когнитивное искажение, мы так постоянно делаем), и только затем разбирает уже опрощённый объект. При этом, в процессе опрощения убирается огромное количество деталей, которые мы, соответственно, потом не учитываем. В результате ошибка случается даже не из-за неправильных подсчётов или интерпретации данных, а из-за неучёта остальных факторов, которые важны, но мы их просто убрали.

   Уже не раз встречал сравнение стоимости владения автомобилем и передвижением на такси. Каждый раз одни и те же выводы о том, что такси дешевле, удобнее и т.д., и они неправильные. Это как аналитики, дающие прогноз по рублю или сипи, как правило, выглядит примерно так: “ага! у нас тут вот это, поэтому мы упадём\вырастем”. Оценка ситуации даётся на основе данных, вырванных из контекста. Почему, интересно, свой автомобиль и такси берутся как равные во всём остальном и взвешиваются только в рублях, без учёта огромного количества факторов? Давайте по порядку. 
   
   Первое. Такси просто не в состоянии решить половину задач. Странно, что за основу берётся человек, жизнь которого умещается в поездки до Ашана. А если семья и, скажем, горнолыжка в пятистах колиметрах от дома? Поищите такси, которое довезёт вас до места с четырьмя комплектами снаряжения, будет возить вас от гостиницы до подъёмников, а потом в нужное время без проблем и головной боли доставит обратно домой. А если поездка в глухую деревню в сосновый бор погулять по лесу и подышать воздухом? Туда может и доедите, но обратно вы даже позвонить никому не сможете. А если внезапный промозглый дождь и такси нету или долго ждать, потому что все заняты? Есть огромное количество задач, с которыми такси просто не справится или справится из рук вон плохо. И ещё, как посчитать стоимость головной боли, которая у вас безусловно случиться, пока вы будете пытаться решить с помощью такси задачу, которую нужно решать своим автомобилем? Кто пробовал, тот знает. 

   Второе. Такси — это постоянный геморой! Нет, опять же, если нужно раз в неделю доехать до торгового комплекса — никаких вопросов, но, если нужно перемещаться постоянно и хаотично, то такси превратится в головную боль. Это каждый раз задача, которую нужно решить. Вызвать, проконтролировать, что приедет, когда, отследить это, куда подъехал водитель, подъехал не с той стороны, созвониться с ним и решить вопрос и так далее. Если вы не прогуливаетесь и не едите в кино, а решаете какие-то вопросы, многое приходится держать в голове, многое обдумывать, планировать, то все эти мелкие задачи будут совсем не к месту. Если вы имели свою машину, а потом на недельку пришлось сесть на такси, то у вас никогда не возникнет дилеммы такси/своё авто, вы даже и не подумаете, чтобы об этом подумать, не говоря уже о портянках цифр о том, что дешевле. 

   И третье. Я люблю водить! Я получаю от этого удовольствие. Как это посчитать? И здесь же, к вопросу о стоимости авто. Недавно был в отпуске, пришлось брать машину в аренду и в наличии оказался только Nissan Note. Даже и не переживал по началу, вроде машина как машина, новенький к тому же… пока не сел за руль. Не знаю, может это такая неудачная модель у Nissan, или так всё и задумано, но он не едет, не рулится, салон неприятный, неудобный, парктроники пищат до жути противно и т.д… Учитывая, что это был отпуск, поездить хотелось также с удовольствием. Дороги хорошие, места красивые, но никакой радости от вождения не получил. Да, от точки до точки машина нас довозила, и, если нужно только это, то никаких вопросов, но это же часы вашей жизни, почему не получить от них немного радости? Как посчитать то, чего вы лишаетесь? Если что, у меня не S-класс, обычная среднестатистическая, но хорошая машина, такая, за руль которой сажусь с удовольствием. 

   Вот и выходит, что в цифрах такси по всем параметрам лучше, а на деле это даже не нужно начинать сравнивать, т.к. выполняют разные комплексы задач. В итоге мы получаем то, что очень часто можно наблюдать в трейдинге или инвестировании — оценка ситуации делается на основе какой-то части информации/фактов, и эта часть, без всего остального, ничего общего с реальностью не имеет. Однако, делаются выводы, и на их основе принимаются решения. Заканчивается ошибкой, но не потому что сами цифры подсчитаны неверно, а потому что подход к анализу в комплексе неверный.

★5
61 комментарий
Но если с такси так сложно, тогда каршеринг, и дешевле, и часть вышеуказанных проблем с такси снимается…
avatar
AlexeyTikhonov, 80% населения страны живет за МКАДом. Каршеринг я только на форумах и встречаю.
avatar
AlexeyTikhonov, каршеринг это удел крупных городов, попробуйте завершить поездку за мкад
avatar
AlexeyTikhonov, вы опять попали в то самое когнитивное искажение. У «Каршеринга» есть уйма недостатков, например точка отвязки машины может не совпадать с точкой вашего назначения, вам придётся искать нужную парковку, потом тащиться пешком(или с вещами) с этой точки, а она может быть очень далеко. У машины может случиться неисправность или спустить колесо, для этого вы вызываете технического работника и стоите охраняете на трассе этот каршеринг.
Национальное Достояние, так и со своей машиной все тоже самое (нет парковки, поломка на трассе и прочее)
avatar
AlexeyTikhonov, нет парковки != нельзя снять аренду. Парковку можно поискать и воткнуться куда-то, за это отвечает сам водитель, а не компания арендатор разрешающая или запрещающая парковку там или тут.

А проколотое колесо водитель своей машины меняет на трассе на запаску используя предусмотрительно подготовленный инструмент, там же ничего нет. Состояние арендных машин зачастую просто невероятной убитости, люди ездят на них как в последний путь, поэтому вероятность поломки там гораздо выше, чем на частном авто.
А это вы в ютубе на видео на достке рисуете и про трейдинг рассказываете?)
avatar
Согласен, сравнивать такси и свою машину бред полный)))
Тем более допустим нах мне новая Камри возьму за лям 10-ти летку и вообще проблем знать не буду еще столько же проедит без проблем руки только нужны не из жопы.
avatar
Байкал, если лежать под ней чаще чем ездить то да, руки пригодятся, ещё можно в гараже с такими же Кузьмичами накатить. В мире колдырей ))
avatar
NikolasM, а зачем под ней лежать, движок капиталить будешь?
Масло в движке поменять и остальные жижи и свечи  я и сам могу.
Лампочка перегорела к дилеру везти?))))
Где ты колдырей щас в гаражах видел?
Гараж кирпичный капитальный от 1млн у нас стоит.
avatar
Байкал, маслопупы из гаражей никуда не делись даже с нынешними ценами, да любой дурак масло может поменять, а ещё метлой мести или полы мыть, не понимаю в чём здесь достижение ))
Но люди стремятся подняться на ступень выше чтобы поручить эту работу специально обученным людям


Лампочка перегорела это как раз про 10 летний рыдван под которым надо лежать, в новых машинах лед даже в дешёвых давно, НЕ СУЩЕСТВУЕТ такой проблемы лампочку поменять ))
avatar
NikolasM, боже что у тебя в голове
avatar
NikolasM, вы этот лед в блок фаре попробуйте поменять, без печки для разбора
avatar
Sergio Fedosoni, а зачем его менять если он ходит дольше чем расчетный срок эксплуатации авто?
avatar
NikolasM, Там еще самогона много! А он вкусный! Зараза!
avatar
NikolasM, навалом 10-летних авто, в которых нужно только масло с колодками  менять. Я в этой сфере тружусь, вижу, так сказать. То, что сейчас новое продаётся за 1-2 млн и то, что сейчас 10-летним стоит 1-2 млн — это небо и земля.
avatar
Денис Г., Конечно небо и земля новое за лям хоть как человеком себя чувствуешь, в 10 летнем подвеска болтается как говно в проруби, сидушки просижены пропержены, и все время в голове вопрос, а что ремонтировать следующим
avatar
NikolasM, подвеску раз в 2 года всю делают вообще то, тут пофиг сколько лет авто.
Сиденья тоже меняются при необходимости.
Если тыс 100 в год вкладывать в сервис авто то пока кузов не сгниет, остально безпроблемно
avatar
Sergio Fedosoni, не ну если вваливать по 10% новой тачки в старую колымагу оно конечно поездит, но этот конструктор не будет таким же как с завода, поэтому я считаю что тачку менять надо в 2-3 года ну край 5 лет если ездишь немного
avatar
Sergio Fedosoni, блин, а я уже жумал продавать свою ласточку, так как как раз каждые 2 года подвеска требует ремонта
avatar
Rusa000, ну я крузак чину по принципу сервис сказал надо-сразу поменял всреднем раз в 2 года, ге считая стоек стабилизаторов и расходников
Примерно 100круб в год выходит с то, при пробегах 30-40т
Это не считая всяких реек, кондеров," пылесосов", что тоже 50к добавляет в год
И всегда то перед астраханскими вояжами (примерно 5 тыс км)
avatar
Sergio Fedosoni, что же так ходовка то летит. То ли не расчитана на нагрузку то ли дороги у нас такие. Мне кажется что каждые 2 года перебирать её-это через чур
avatar
Rusa000, это с учетом путешествий по ры бездорожью
avatar
Байкал, да зачем камри то?? Авто полноприводное должно быть по определению, ну хотяб паркетник, но лучше полноразмерный внедорожник
avatar
Sergio Fedosoni, да просто взял как самую ходовую машину
avatar
Согласен с тем, что дофига других аспектов кроме чисто финансового. По ним в основном своя выигрывает. Но тоже не всегда. Например, в Москве большие проблемы с парковкой во многих местах, а такси «бросил» в любом месте и не паришься).
avatar
Replikant_mih, Москва — частный случай, нельзя это брать в расчёт при комплексном анализе. На доске, может и я, смотря что вы имеете в виду. 
avatar

Ne Guru, Москва, конечно, частный случай)), речь же о выборе варианта для себя, а не для абстрактного человека или для всего человечества)). Соответственно, для того, кто живет в Москве это нифига уже не частный случай, а вполне конкретный и значимый фактор. 

 

Про ютуб - https://www.youtube.com/channel/UCyLGbtOHnkrsJqiTe6V-C1Q
А, ну да, аватар тот же). Хорошие видео — всё здраво, логично, обстоятельно.

avatar
Replikant_mih, статья была написана как пример фундаментальной ошибки анализа, в этом случае нужно описывать подход в среднем.
avatar
Ne Guru, Не ну все верно, в контексте «указать на фундаментальную ошибку» описывается подход. Просто увидел у вас легкую предвзятость)). Просто если бы вы первый делали анализ, то вас бы тоже потом скорректировали и если не в фундаментальных вещах, то в частностях).
avatar
Ne Guru, 4 человека с горнолыжной это ещё реже чем Московская парковка так то, да и 4 комплекта снаряги не каждая своя машина возьмёт если уж на то пошло, дешевле и удобней в прокат на месте брать, со своими ботинками если брезгливый
avatar
NikolasM, горнолыжка лишь одине из вариантов, ещё есть самокаты, велосипеды, выезды на реку на несколько дней и т.д… — и это всё просто в пример того, сколько всего может не учитываться при классическом подсчёте, когда сравнивают такси и своё авто. И пост не про конкретные случаи, когда одно лучше другого или наоборот, пост о том, как мы ошибаемся, когда не учитываем слишком многое. 
avatar
Ne Guru, согласен что учитывать нужно, просто концепция у людей поменялась это советская модель квартира — дача а между ними авто, она для молодых и некоторых в возрасте не актуальна, также самокаты и велосипеды обычно есть в пункте назначения, если заменить дачу на море или туристические направления, живя в городе от 300к жителей уже машина под вопросом даже для семьи с детьми все таки такие как Яндекс изменили реальность

Без машины плохо если живёшь в пригороде, да ну там и своя машина не всегда довезёт, это особый случай
avatar
Безусловно, есть варианты, когда своя машина будет выгоднее. Например, если живёшь за городом или нужны постоянные развозки себя и/или детей по рандомным адресам.
Но для большинства людей отказ от личного автомобиля является финансового выгодным. По крайней мере тех, кто живёт в крупных городах с развитой инфраструктурой.
У меня машина беспрерывно была 18 лет. И когда угнали последнюю два года назад, я тоже был в некоторой растерянности от того, как же теперь без неё жить. И если бы страховая вернула мне деньги через неделю, я бы не задумываясь пошёл в салон и купил себе новую такую-же машину.
Но процедура заняла три месяца.
И за эти три месяца я понял, что общественный транспорт работает весьма достойно. А такси не такое уж и дорогое. А ещё есть сервисы каршеринга, которые закрыли собой ситуацию «надо в течении дня сгонять туда, потом сюда, и вот оттуда привезти вот сюда». А сервисы проката закрыли ситуации «надо сгонять в деревню на недельку за 500км от города».
Итого по сумме всех расходов на такси, общественный транспорт, каршеринг и прокат, получилось примерно 50% от стоимости страхового полиса КАСКО на мою последнюю машину. А это были не единственные расходы на неё.
Живу в Санкт-Петербурге.
avatar
Игорь Шумилов, Если у вас была тойота, то понятно зачем каска, а вы купите какой нить ваг типа октавии, и каска будет не нужна.
avatar
Владимир, у меня все машины, которыми владел, были с КАСКОй. И первый угнанный в 2006 году ВАЗ, и последняя японская. Она ведь не только от угона защищает. А ДТП у меня случались. В том числе и те, в которых был виноват я.
avatar
Игорь Шумилов, все индивидуально.
У меня 1000 в месяц каждый день на работу, плюс 4 кКм Крым, 2 кКм Белоруссия. Никакой таксикаршеринг рядом не валялись. И авиа с жд тоже.
avatar
Владимир, что значит не валялись 4ткм это явно самолёт даже не поезд, а сидеть за баранкой несколько дней как дальнобой, в отпуске ну такое
avatar
NikolasM, 2 тыс в одну сторону, едем 3-4 человека, в разы дешевле самолетов-поездов, а главное мне ТАМ нужна машина.
avatar
Владимир, ТАМ обычно есть прокатная машина, ну дешевле да, если речь об экономии то можно автостоп вспомнить или в товарняке хоть вдесятером, романтика и в разы дешевле ))
avatar
NikolasM, еще есть бла-бла-кар, если едешь один, вообще бензтн бесплатно.
Я пользуюсь вв зависимости от ситуации и авиа, и своим авто, и своим с попутчиками. Как удобно, так и поступаю.
А матерым нищебродам действительно машина не нужна.
На них будут зарабатывать каршеринги и такси.
Для этого и все «расчеты» предъявляют.
avatar
NikolasM, прокатные машины вот совсем не дешего, если правильно считать, то своя в поездке на юг в разы дешевлн.
Авиабилеты 40 плюс прокат 30, а на своей 15. Экономьте дальше без машины
avatar
Владимир, я и говорю что в товарном вагоне совсем бесплатно, если речь об экономии )
avatar
NikolasM, мы о машинах, вообще-то.
avatar
Владимир, о машинах я про автостоп писал что он ещё дешевле чем 2-4ткм баранку крутить
avatar
Игорь Шумилов, специально считал каско всех машин за 25 лет обошлось бы в 300 тыс долл,
Угнали одну 750il (и слава богу, столько денег жрала) ну и дтп (условно страховых бы) тыс на 50 долл — а еще на все почти авто спутники бы потребовались, а это некомильфо (палево)
avatar
Игорь Шумилов, вы -частный случай, и у вас была возможность провести более комплексный анализ, я же старался взять ситуацию в среднем и дать понять, что рассматривать голые цифры без учёта многих иных факторов — неправильно. А касаемо вашего случая — всё будет зависеть от частоты дней, когда нужно туда и туда количества поездок «в деревню» в год. В какой-то момент начинаешь хотеть платить ха каско, только чтобы избавить себя от кучи мелких неудобств с несвоим авто.  
avatar
Ne Guru, каждый человек — это частный случай. Тут нет среднего случая. В лучшем варианте это будет «средний случай в Москве», «средний случай в Самаре», «средний случай в деревне Новые Васильки», не более.
avatar
Если не покупать машину, квартиру, не путешествовать, обедать дошиком, носить дешёвую одежду до ее полного истления и вообще отказываться от материальных благ ради циферок на счете, тогда зачем вообще жить? Ради кого или чего? Какая-то дикая крайность. Деньги созданы именно для того, чтобы их обменивать на товары и услуги.
avatar
Дэн, вот из этого списка убрать не путешествовать и дошик, вполне себе жизнь будет, там где море и солнце одежды много не нужно, а отель на первой береговой куда лучше клетушки в Москве
avatar
Подпишусь под каждым словом!
avatar
akovalyov, аналогично.
avatar
Отличный пример, чтобы рассмотреть одну из самых частых и сложно уловимых ошибок при торговле — вырывание информации из контекста.
Я бы охарактеризовал данные сравнения «такси vs своя машина» как попытки применить некий усредненный случай к конкретной ситуации в условиях сильного разброса параметров.

Грубый аналог — в среднем по больнице температура 37C, а у конкретного пациента она может сильно отличаться. Выздоравливающие пациенты скажут — ну в целом не врут, а тяжелые будут кричать — ваши данные это лютая дичь и оторваны от реальности.
avatar
Такси=машина(с учётом всех расходников которые по факту дерьмо, а по балансу золото)+з/п водителя+прибыли таксопарка+налоги.
Никак оно не может быть выгоднее собственного владения. Более того, на тачке в свободное время ты можешь таксовать, сдавать в аренду, катать дэвушек.
avatar
непонимаю зачем вообще покупать машину без прямой необходимости с учетом рисков дтп и угона. например выскочил под колеса хруст на самокате и стал 200 или въехал крашеринг в вашу водительскую дверь
в дешевом такси тоже неплохой шанс убраться. но при этом можно заниматься своими делами, а не дорогой.
avatar
сравнивать синее с горячим конечно можно но пользы от такого сравнения ноль....
ну реально -ты едешь в кафе шашлык поесть и бухнуть-тогда такси. ты едешь с той же целью к друзьям за город на речку-тогда своя машина+ ночёвка у друзей)))).
машина это лишь средство достижения конкретных целей. инструмент так сказать.
Если ты хочешь получать удовольствие от езды- своя машина. но может и прокат дорогой машины, которую ты не купишь в ближайшие лет сят....

avatar
Поищите такси, которое довезёт вас до места с четырьмя комплектами снаряжения, будет возить вас от гостиницы до подъёмников, а потом в нужное время без проблем и головной боли доставит обратно домой. А если поездка в глухую деревню в сосновый бор погулять по лесу и подышать воздухом?

Аренда.
avatar
Еще в такси телку трахать не удобно: таксист мешает 
avatar
Такси в цифрах не лучше. Там просто чушь в цифрах. Что довольно странно. Ведь разобрать какой-нибудь финансовый отчёт посложнее будет.
avatar
есть бабок много — бери машину. бабок еще не много — бери такси-каршеринг… дело то развели
«третье. Я люблю водить! Я получаю от этого удовольствие. Как это посчитать? „- никак. вкатывает — надо делать. 90% — водятлы, которые на дороге сами мучаются и других напрягают, о них разговор.
avatar

теги блога Ne Guru

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн