Блог им. VladimirKiselev
Salesforce — американская компания, разработчик одноимённой CRM-системы, предоставляемой по модели SaaS (программное обеспечение как услуга). Акции попали в подборку компаний, в руководстве которых стоят владельцы-основатели, и вызвали интерес у подписчиков, поэтому делаем несколько наблюдений о бизнесе.
1. Salesforce была основана в 1999 году бывшим вице-президентом Oracle Марком Бениоффом, а также еще тремя программистами компании.
Системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) существовали и до появления Salesforce, однако Бениофф предложил клиентам максимально простую схему работы — без услуг консультантов по интеграции, допсоглашений и расходов на покупку оборудования и серверов. От пользователя требовалось лишь зайти на сайт и начать работать.
2. Сегодня Salesforce превратилась в лидера рынка CRM-систем. ПО компании позволяет заниматься сбором данных о клиентах, управлением сделок, контролем за менеджерами, аналитикой, прогнозированием и множеством других задач.
Salesforce занимает около 20% мирового рынка CRM. 9 из 10 компаний списка Fortune 100 пользуются продуктами Salesforce. Ближайший конкурент — немецкая SAP, имеет долю в 8%. Остальные крупные игроки — Oracle, Adobe и Microsoft.
3. Salesforce растет очень быстрым темпом. За последние 5 лет годовая выручка выросла в 4 раза — с $5 до $ 21 млрд. 94% доходов компании приходится на подписку за доступ к корпоративным облачным сервисам. Оставшиеся 6% — на консультации и обучение.
Аналитики и менеджмент ожидают продолжения хороших темпов роста в будущем. Выручка к 2025 году должна удвоиться, превысив уровень в $40 млрд.
4. Сделки M&A — одна из ключевых стратегий роста, укрепляющих позиции компании. Последняя крупная сделка — приобретение корпоративного мессенджера Slack за $27,7 млрд в конце прошлого года.
В списке недавних покупок также есть: Tableau (визуализация данных), Mulesoft (интеграция приложений), Datorama (аналитика для маркетинга) и множество других компаний. За 5 лет на приобретение 28 компаний было потрачено $54 млрд.
Salesforce активно инвестирует в стартапы. Согласно сайту компании, с 2009 года Salesforce Ventures вложилась в более 400 технологических стартапов в 22 странах.
5. Salesforce удается расти без привлечения долга. Благоприятная ситуация на фондовом рынке позволяет без труда выпускать акции для финансирования крупных приобретений. Кэш на балансе превышает размер долга.
6. Среди негативных факторов: внутренний рынок CRM-систем в США близок к насыщению, что ведет к замедлению роста доходов от облачного ПО. Без сделок M&A органический рост едва бы дотягивал до двузначных чисел. В отчетах аналитиков указывается, что компания может более активно развивать международное направление, на которое приходится 30% доходов (у Microsoft или Oracle — 50%).
7. Самая большая статья расходов — маркетинг и продажи. Она составляет почти $10 млрд в год или половину выручки компании. Это самый высокий уровень среди крупных IT-компаний США. Salesforce не жалеет денег, что ведет к невысоким показателям эффективности бизнеса.
Средняя маржа операционной прибыли (EBIT/Sales) за 5 лет составляет всего 3%. При минимальной прибыльности Salesforce не стесняется тратить $1,1 млрд на постройку самого высокого небоскреба в Сан-Франциско.
8. Космические мультипликаторы. Компания стоит больше 200 операционных прибылей за последний год. Salesforce входит в топ-5% самых дорогих компаний американского рынка. Аналитики ждут многократного роста прибыли в ближайшие годы, однако даже EV/EBIT 2025 года находится на уровне >35x.
Выводы для стратегий
Salesforce доминирует на мировом рынке CRM-систем и имеет одни из лучших на рынке ожидаемые темпы роста выручки. Тем не менее, рейтинг по активной стратегии Bastion далеко не самый высокий. Во-первых, у компании низкие уровни эффективности, которые в несколько раз ниже средних показателей для IT-сектора. Во-вторых, текущие мультипликаторы оценки являются слишком высокими.