Блог им. IBat

Вся правда о кредитовании бизнеса в России, часть 1. Чем заняты наши банки.

Друзья,
тут мне стало интересно, правда ли говорят, что российские банки нефига не финансируют нашу экономику, в том смысле, что не кредитуют бизнес, от чего бизнес этот все сильнее загибается. Наблюдения мне показались весьма занимательными, чем и спешу поделиться с уважаемым сообществом СЛ.

1. Посмотрим на объемы кредитования российского бизнеса в разрезе различных отраслей:

Вся правда о кредитовании бизнеса в России, часть 1. Чем заняты наши банки.

Возможно, плохо видно, вот комментарии:

— объем кредитов бизнесу на 01.04.2009 = 3 трлн рублей
— объем кредитов бизнесу на 01.01.2015 = 26,3 трлн рублей
— объем кредитов бизнесу на 01.10.2021 = 40,7 трлн рублей
— наибольшие объемы кредитования: обрабатывающая промышленность, недвижимость (по всей видимости из-за ЭСКРОУ), оптовая и розничная торговля
— вопреки распространенному мнению, доля кредитования добычи полезных ископаемых всего 6,6% в структуре кредитов российских банков

Вывод первый: говорить о том, что наши банки не кредитуют бизнес, а если и кредитуют, то только добычу ресурсов можно только совершенно не разбираясь в вопросе. Следует отметить, что доступные объемы банковского кредитования так же плотно связаны с денежным агрегатом М2.

2. В чем проблема банковского кредита:

Можно возразить, что кредиты получает только крупный бизнес, а мелкий бизнес сидит на голодном пайке, а если и кредитуется, то под конский процент. Проблема кроется в том, что не следует путать банк с венчурным фондом. Банк кредитует на оговоренный срок на возвратной основе, поэтому у нас появляется новый термин — кредитный риск.

По-простому, кредитный риск — это вероятность того, что банку не вернут займ, но так как банк использует для финансирования деньги вкладчиков, то  оценка кредитного риска — ключевая компетенция банков. А возникающие убытки покрываются из прибыли по возвращенным кредитам, то есть появляется стоимость риска — это фактическая доля портфеля, которая будет безвозвратно потеряна и эта потеря должна быть покрыта из ставок для других заемщиков. Это приводит банки к необходимости делать наценку за риск дополнительно до 5% пунктов.

Поэтому банки имеют ограниченные возможности кредитования бизнеса, ведь не все заемщики вернут деньги и не все инвестиционные проекты будут успешны. Поэтому банковский кредит актуален либо для устойчивого бизнеса, либо под залог чего-нибудь ценного. Если некий ноу нейм Вася решит создать Tesla-Russia и попросит профинансировать его на $10 млрд, банк откажет такому заемщику. Уверен, вы лично тоже отказали бы дать свои деньги на грандиозный проект ноу нейм деятелям, да еще и под низкий %.

Становится очевидным, что банки помогают развиваться устойчивому бизнесу, либо малому бизнесу, готовому предоставить залог, либо малому бизнесу под конский процент, покрывающий убытки его собратьев. Это экономически оправданная модель. Но проблема остается: откуда тогда взять новые крупные отечественные предприятия, если банк с нами об этом совершенно обоснованно даже не будет разговаривать?

3. Облигации
Выходом для части бизнесменов является заимствования на рынке облигаций. 
Вся правда о кредитовании бизнеса в России, часть 1. Чем заняты наши банки.

Источник: https://cbonds.ru/


Как мы можем видеть, рынок корпоративных облигаций за последние 10 лет активно рос. Это означает, что предпринимателям удается занимать деньги не только в банках. Это так же способствует росту экономики. Ставки по облигациям так же зависят от риска эмитента, просто теперь этот риск берут на себя не банки, а другие институциональные инвесторы и частные лица. Облигационное кредитование так же происходит на срочной и возвратной основе и подходит для бизнеса, который уже умеет зарабатывать деньги.

Проблема опять та же: откуда тогда взять новые крупные отечественные предприятия, если банк с нами об этом совершенно обоснованно даже не будет разговаривать, а инвесторы на бирже попросят высокий %, да еще и потребуют регулярно им платить купоны, не желая никаких отсрочек? Как заводы строить частнику?Очевидно, что долговые инструменты для этого подходят не всем (например, Газпром может в долг построить завод, а ноу нейм Вася пойдет в лес)и решение вопроса начинает вытекать за пределы возможностей банковского кредита и облигационного займа.

Вывод 2:
— Когда мы ругаем банки за высокие ставки, следует помнить, что банки зашивают в кредитную ставку стоимость риска. 
— Снижение ставки ЦБ, по видимому, вопреки воплям корпоративного лобби, так же не окажет радикального воздействия на рост российского бизнеса, так как кредитование в первую очередь — инструмент развития уже устоявшегося бизнеса, способного генерировать прибыль.
— В подтверждение предыдущего тезиса посмотрим на соотношение % по долгам к EBIDTA для наиболее «страдающих» заемщиков: 3,96% — Русал, 4,28% — Мечел, 2,82% — Роснефть; согласитесь, это не те цифры, которые решают «в пропасть или взрывной рост».
— Развитие бизнеса с 0 лежит явно вне плоскости кредитования, либо ограничено возможностями заемщика предоставить ликвидный залог.

Вторая часть тут.
    ★3
    22 комментария
    Для полноты картины надо понимать, что цивра в 40 триллионов-это общая сумма сколко российские предприятия «торчат» российским же банкам, а не сумма выданных в соответствующем году кредитов.
    А сколько в этих 40 триллионах «зашито» кредитов, распиханных «по своим», кредитов, обеспечением которых являются рисованные «товарные запасы» и давно и беспросветно расхищенные, выданные оборонке под государственный же оборон заказ безнадежно безвозвраиные кредиты сельскому хозяйству одному Богу известно.

    А вот болле интересные цифры:
    по данным ЦБ малому и среднему бизнесу выдано в 20ом году примерно 7 трлн. рублей.
    Ищ размещеных в 20-ом году 5,4 триллиона ОФЗ
    Российские сисемно значимые банки купили 46%, т.е примерно 2,6 триллиона.
    Если убрать распихивание кредитов «по своим» то получится что примерно 30% средств ушло на офз, для платежа процентов по которым налоговая все соки из этого самого мсп выжимает, а бизнес берет кредиты, чтобы эти налоги платить… от такая заковыка.
    Сергей Нагель, что такое «кредиты, распиханные по своим»?
    avatar
    Владимир, аффилированные с ЛПР бизнес структуры либо профинансированные за откаты.
    Предоставляется под завышенную залоговую стоимость или вовсе без залога.

    Как правило не возвращаются, что собственно вскрывается когда в банк уже приходит АСВ а причастные уже в Лондоне.
    Сергей Нагель, глобальной статистики у меня нет, но по своему опыту могу сказать, что явно мошеннические схемы в крупных банках встречаются редко, а приступивших свои полномочия менеджеров преследуют по закону. Это единичные случаи. Что там в небольших банках, я хз, но понятно, что не просто так им лицензии поотзывали, чистка имеет под собой основания.

    Вообще, процесс работы с рисками выстроен так, что если вы даже злонамеренный руководитель уровня члена правления, вы не сможете в одиночку распорядиться выдать «левый» займ на сколь-либо серьезную сумму. Вам просто не дадут это сделать в рамках штатных процедур.
    avatar
    Владимир, да, он не прав.
    это 2015 год. сейчас, кроме ржд, все не так.
    собянин пионер и разве плохо получилось?
    Ulf R., извините, не совсем понял. В чем именно Собянин пионер? Я просто за ним пристально не слежу, но доволен его управлением городом.
    avatar
    Владимир, в создании цивилизованной системы перераспределения административной ренты в лучших европейских традициях.
    фу грабит банки, брать откаты, выдавать липовые кредиты.
    шнм хотели же как на цивилизованном западе? вот и получат. у нас лет через 20 вообще чиновники брать взяток не будут. и васям и маринам вписаться в управление потоками в т.ч. и в свою пользу будет нельзя.

    Ulf R., до таких деталей не в теме, но визуально порядка точно стало больше
    avatar
    Владимир, скоро будет как в чехии какой-нибудь, а то и франции.
    и занородники-справедливоносцы будут, наверное, рады. ну из тех, кто не поймет, что путь из наемных мурзилок им и их детям теперь закрыт — хоть префектом стань
    Владимир, хах. А в чем довольство? Деньги лопатой разгребать и мазать на тротуар. С регионов еще высосет и снова намажет. Велика наука.
    avatar
    Alex King, уже много раз разбиралось, что Москва не вытягивает деньги с регионов. Все прописано в НК РФ. 

    Мне нравятся городские улучшения: парки, набережные, исторический центр, новый общественный транспорт и даже поддерживаю замену старого жилого фонда на новый по ренновации.
    avatar
    Владимир, как это не вытягивает? А ничего что в регионах остается только ндфл? А ндс, земельный, имущественный, транспортный и тд налоги катятся в резиновую? Естественно, нравятся. За мой то счет на халяву еще бы тебе парки не нравились.
    avatar
    Alex King, почему вы, прежде чем отвечать мне, не посмотрели куда платятся эти налоги?
    — НДС идет в федеральный бюджет
    — имущественный в местный бюджет по месту нахождения объекта
    — тоанспортный идет в местный

    Еще раз: никто в Москве не строит парки на деньги регионов. Все написано в НК РФ. Перед следующим ответом мне я предлагаю вам сначала самостоятельно разобраться. 
    avatar
    залога нет. Основные фонды ничо не стоят. Складские запасы неликвид, т.к. нормальная продукция уходит с колес. Едет все как велосипед пока люди крутят педали, но люди выбывают — в тюрьму, умирают, уезжают и тп. Ревизии после локдаунов еще нет, многие кредиты считаются рабочими, а их придется списать
    avatar
    нет никакого кредитного риска.
    откройте любой договор на кредитную линию — типичная ломбардная схема для некорпоратов.
    выхода нет. мы попали в эту ловушку раньше запада.
    в асашай уже в 2018 начали замечать, что их банки начинают поступать точно так же.
    это одна из последних стадий финансилизации.
    дальше волчок финсистемы отрывается от поверхности и ввысь.
    потом все рухнет.
    данная ситуация хороша тем, что позволяет приумножить свой капитал не заморачиваясь всяким производством вещей типа ведер, кораблей и прочей шняги.
    проблема сохранения капитал только остается.
    Ulf R., что вы имеете в виду под «нет кредитного риска», хотите сказать, что все заемщики возвращают кредиты или я не так понял?
    avatar
    Владимир, нет.
    в системе принятия решений «кредитного риска» как сущности нет.
    банки работают как ломбарды фактически.
    фактически никто не смотрит на реальность вашего бизнес-плана.
    смотрите.
    ваш контейнеровоз как и вся индустрия работает годами в небольшой убыток. -1-3%, если брать бухгалтерски, фондирование-то не бесплатное. держится только за счет волн — пять лет в 0, пять лет в +.
    вы идите в морган брать кредит на новый контейнеровоз для постройки у самсунг хеви.
    есть залог? морган даст кредит. нет — не даст. на то, что идет волна прибыльного фрахта моргану наплевать. он это не считает. и даже если выгода от фрахта будет нулевой — моргану наплевать.
    то есть из системы принятия решений само понятие «кредитный риск» исключено.
    что не понятно?
    Ulf R., спасибо за пояснения. Не знаю как у Морганов, в России все банки оперируют понятием стоимости кредитного риска, закладывают его в процентные ставки, мониторят на ежедневной основе, рассчитывают в процессе скорринга, вертикаль рисков всегда отделена от бизнес-вертикали.

    P.S. вообще и Морганы должны оперировать понятием стоимости риска, так как от них зависят резервы, это все включено в базель.
    avatar
    Владимир, ну значит это были не лпр, а просто очень высокооплачиваемые актеры сбера, альфы.
    хотя меня всегда учили, что есть специальнообученные люди, которые выполняют распоряжения и пишут нужные бумаги.
    хотя, вы читали бумаги по тяжстанкогидропрессу например. благо в открытом. они там скорринг провоилиили все типичная ломбардная схема?
    Спасибо автору. Но никто и не думал, что наши банки сейчас кредитуют в основном ресурсные компании — ибо эти компании в основном избыточны в FCF, в деньгах не так нуждаются, часто наоборот размещают избыточные ресурсы в банках. Если экспортерам сырья надо, то они берут «дешевые» деньги через евробонды, а раньше брали еще и в западных банках. Сейчас нерезы не кредитуют как раньше и это сразу заметно в отчетах тех же Сбера и Втб, которые «мгновенно» стали супер прибыльными госмонополиями (практически) в отсутствие конкуренции.
    Соглашусь со многими, что залоги у всех банков часто формальные — ну например в залогах у правильных заемщиков типа «основные фонды», «стены», которые неликвид или вообще ничего не стоят, являются частью чего-либо и тд. Нормативы просто надо соблюдать и приличия. Но пока всё хорошо, то никаких проблем. Схематозы конечно есть — кому надо и кому можно, те получают в госбанках супер ресурсы по разнарядке — этих сделок в публичном пространстве много. Хоть в газетах читайте — не секрет же.
    avatar
    aps, крупные экспортеры берут в западных банках под залог валютной выручки.
    Это гораздо дешевле, чем в условном Сбере.
    В редких случаях из-за санкций приходится брать у своих дорого (Русал). 
    Процент кредитования влияет на развитие бизнеса, но далеко не в первую очередь....
    Сейчас деньги найти легко… тяжело найти нормально зарабатывающий бизнес, который можно открыть или в который можно влиться....
    А то что говорят кредит дорогой, тыры-пыры… всё это фигня… чиновники не дают развития бизнеса, а это очень большая работа… От образования, налоговой политики до гарантии неприкосновенности собственности...
    А для открытия нового бизнеса должны быть существенные преференции в т.ч 0 налогов в течении допустим 3 лет… с защитой от постоянного переоформления  бизнеса…
    avatar

    теги блога Владимир

    ....все тэги



    UPDONW
    Новый дизайн