Блог им. Marek

Беспросветный дефицит новых легковушек и вызванный им безудержный скачок цен скоро сменятся кризисом продаж


29 ноября 2021, 00:00

АвтоВАЗ уведомил дилеров об очередном повышении цен на модели Lada с 1 декабря на 3 — 5%. Ранее за первую половину ноября эксперты сайта «Цена авто» зафиксировали корректировку прайсов у 19 марок, представленных на российском рынке. Так, третье за минувшую осень повышение стоимости затронуло все автомобили УАЗ: цены выросли на 2,7 — 4,8%, в продуктовой линейке не осталось пассажирских моделей дешевле миллиона рублей. Среди наиболее популярных в России иномарок Kia повысила цены на 1,1 — 3,9% для 13 моделей из 17, все модели Toyota подорожали на 0,8 — 4,7%, Volkswagen для четырех моделей из девяти оформил прибавку в 1,8 — 6,4%. И это притом, что подавляющее большинство автопроизводителей уже повышало стоимость своей продукции в октябре.

Год безумия

«До недавнего времени автозаводы назначали нам цены на несколько месяцев, и мы спокойно с этим работали. Но теперь машины дорожают каждые две недели. Мы находимся в некотором замешательстве, потому что даже не успеваем адаптироваться к новой стоимости машин», — признался представитель одного из дилерских центров в Екатеринбурге.

— Сегодня у дилеров, как правило, отсутствуют самые ходовые модели. Жесткий дефицит на нашем рынке случался и в прежние времена, но тогда это было связано либо с общим объемом продаж, либо с выходом новых популярных моделей, таких как Renault Duster или Ford Focus. Срок ожидания длился полгода и даже дольше. Но сейчас вообще не называют какие-либо сроки, — описал ситуацию с автопродажами в стране президент ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский. — Практически у всех производителей возникли проблемы с поставками электронных автокомпонентов, из-за чего и наблюдается дефицит машин. Я беседовал с представителем одного из автозаводов. Он сказал, что ожидает нормализации ситуации только к концу следующего года. То есть такая лихорадка может продлиться еще примерно год.

Чтобы выжить в этот сложный период дефицита, автодилеры стали устанавливать на машины дополнительное дорогостоящее оборудование. Без этого купить новый автомобиль теперь практически невозможно. Доходит до того, что, как сообщает «Газета.Ru», ряд опций и аксессуаров, навязанных автосалонами, становятся причиной отказа в постановке на учет в ГИБДД из-за «внесенных в конструкцию автомобиля изменений». В подразделениях ГИБДД разъясняют автовладельцам, что, например, установка тягово-сцепных устройств (фаркопов) на автомобили без оформления внесения изменений в конструкцию возможна лишь в том случае, если оборудование соответствует требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств».

Ранее с дополнительными опциями продавалось около 20 — 30% машин в зависимости от бренда и его востребованности, сегодня — 99%. Российские потребители пока готовы за это платить. По оценке аналитического агентства «Автостат», за девять месяцев 2021 года на покупку новых легковых автомобилей россияне потратили 2 трлн 291 млрд рублей. Это на 34% больше, чем за тот же период прошлого года. Рост финансовой емкости рынка объясняется увеличением как средневзвешенной цены, так и продаж новых машин (в январе — сентябре). Около половины (48%) финансовой емкости российского авторынка пришлось на пять брендов: Kia, Toyota, Mercedes-Benz, BMW и Lada.

Но эксперт предупреждает, что установка на машины дорогостоящих «допов» приведет лишь к ухудшению ситуации на рынке.

— Дефицит развязал руки продавцам. Мы уже забыли, сколько стоят автомобили в простейших комплектациях, — комментирует Александр Рулевский. — Одна часть потребителей побежала в салоны, опасаясь, что завтра цены станут еще выше. А другая часть понимает, что творится безумие, когда машина продается на полмиллиона дороже, потому что укомплектована дорогим допоборудованием. Они хотят подождать, когда это безумие закончится. Поэтому боюсь, что может наступить похмелье: в какой-то момент дефицит сменится тем, что потребители просто не пойдут в салоны. Потому что цены начинают зашкаливать. Если вспомнить, что под три миллиона рублей у нас начинается роскошь, то сегодня роскошью стали практически все автомобили в верхних комплектациях, обвешанные «допами». Знаю случай, когда Lada Vesta продавали за 1,8 млн рублей — настолько она была обвешана допоборудованием. Лихорадка, которая захлестнула автомобильный рынок, может смениться кризисом продаж.

Был случай, когда LADA Vesta продавали за 1,8 млн рублей — настолько она была обвешана допоборудованием

Ситуация повлияла и на вторичный рынок, куда устремились покупатели: «В результате и там цены потеряли опору и стали совершенно сумасшедшими. Произвольно устанавливаемые владельцами цены на одну и ту же модель примерно схожей комплектации могут отличаться на 30 — 40%, — говорит Александр Рулевский. — Сегодня есть даже случаи, когда подержанный автомобиль продается по цене нового той же модели. Из этой мутной воды многие пытаются вытянуть золотую рыбку».

Где нас болтает

На рынке Европы падение продаж легковых автомобилей фиксируется уже четвертый месяц подряд. По итогам октября здесь было реализовано 799 тыс. новых легковушек, что на 29,3% ниже показателя годичной давности. В Европейской ассоциации автопроизводителей отмечают, что это худший результат за октябрь в истории европейского авторынка, за месяц падение продаж в Германии составило 34,9%, во Франции — 30,7%, в Великобритании — 24,6%, Италии — 35,7%, Испании — 20,5%.

Несмотря на сохраняющийся дефицит автокомпонентов и безудержное повышение цен на машины, в ноябре Минпромторг России выдал прогноз по росту отечественного авторынка по итогам 2021 года на 5 — 6%. При этом замглавы Минпромторга

Василий Шпак, которого цитирует агентство «Прайм», заявил, что разрыв логистических цепочек в поставках электронных компонентов для автопромышленности будет нарастать, и связанных с этим проблем будет все больше, «поэтому вопрос перехода на российские компоненты наших отечественных сборщиков — это вопрос не просто государственной политики, а вопрос выживания и дальнейшего развития их собственного бизнеса».

Пока ситуация развивается по худшему сценарию. Напомним, дефицит электронных автокомпонентов начался еще в 2020 году на фоне локдаунов из-за пандемии коронавируса и затронул всех мировых автопроизводителей. Так, в связи с нехваткой компонентов неоднократно приостанавливал выпуск автомобилей с июня прошлого года АвтоВАЗ. В ноябре этот отечественный автопроизводитель начал принимать от дилеров заказы на январь 2022 года, однако в списке доступных автомобилей присутствуют не все модификации. Например, нет Lada Vesta Cross и Vesta SW Cross, а также Lada Granta Drive Active и Granta с автоматической трансмиссией.

В октябре доля на российском рынке новых легковушек бренда Lada росла: 22,4% против 22,3% годом ранее. Но объемы продаж в физическом выражении рухнули на 31% по сравнению с тем же месяцем прошлого года.

Кризис продаж четко наметился и на всем отечественном авторынке. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи в России легковых и легких коммерческих автомобилей с января по октябрь 2021 года составили 1,314 тысячи, что на 10,5% превышает показатели за аналогичный период прошлого года. Однако в последние четыре месяца наблюдается спад.

— В октябре 2021 года четвертый месяц подряд рынок продолжил снижаться. Было продано всего 126 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 18,1% меньше, чем в прошлом году, — отметил председатель Комитета автопроизводителей Томас Штэрцель. — Предстоит еще пройти долгий путь, чтобы преодолеть глобальный спад производства и новые проблемы в логистике, связанные с разрывом цепочек поставок.

Исходя из этой динамики, оптимистичные прогнозы представителей Минпромторга совершенно непонятны.

— По объемам продаж сегодня мы болтаемся около показателей прошлого года. Но в прошлом году продажи тоже шли плохо, год был ковидный, закрывались автосалоны. Поэтому это не те цифры, за которые надо цепляться, — констатирует Александр Рулевский. — Конечно, в любом явлении можно найти позитив. Например: несмотря ни на что автомобильный рынок работает, народ идет за машинами. Но ситуация с завышенными ценами совершенно неприемлема. Думаю, что к концу текущего года в целом по стране мы продадим новых легковых автомобилей на 10 — 15% меньше, чем в прошлом году. 

★2
42 комментария
Kluger, а с чего бы ценам идти вниз? Станет плохо с автомобилями — дефицит еще вырастет. Машин будет продаваться мало, но по очень высокой цене.

Чтобы цены упали — должен исчезнуть дефицит, а пока есть ограничения из-за ковида дефицит будет почти в любой товарной области.
avatar
Kluger, можно мне на этом графике показать — где они времена возможностей:



avatar
Kluger, там если и есть падение, то в лучшем случае в пару процентов (хотя это просто замедление роста). Не похоже на уникальный шанс.
avatar
ICWiener, Машин будет продаваться мало, но по очень высокой цене.

Автозаводы так работать не могут. 
Skoda уже начала потрахивать Российских дилеров. ))
avatar
last_rat, это не меняет дефицита на рынке. Хоть что могут делать — пока есть дефицит цены будут высокими.
avatar
ICWiener, я лишь говорю, что фантазии на тему «мало но дорого» к типичному автомобильному производству(массовое, конвейер) неприменимы.
avatar
last_rat, у шкоды даже в базе цены не низкие.
avatar
ICWiener, у кого деньги есть — купят сейчас, а у кого нет уже и не будет, ключевую ставку ЦБ поднимает, инфляция растёт, скоро большая часть населения все свои доходы на еду будет тратить.
avatar
Eridanoy, ну, такое… В 14 году в декабре запилили ставку — и ничего, все выжили. И оказалось, что такая ставка не навсегда. Естественно, встаёт вопрос, как сохранить сбережения по ППС и на сравнимую величину увеличить доходы. Но это уже следующий вопрос.
Так что покупать будут, но возможен сценарий отложенного спроса. Тогда к пику покупок накопится достаточно товарного запаса для неповышения цен, и по цепочке заводам придется восстановить объемы производства, что так же не даст ценам расти.
Конечно, не нужно забывать порядок величины инфляции в разных зонах.
avatar
Eridanoy, это верно, но это не значит, что цены упадут. Будут люди с высоким уровнем дохода, которые будут покупать тачки по любой цене, остальные — покупать еду.
avatar
ICWiener, они будут дорогие тачки покупать, а на дешёвые спрос провалится.
avatar
Всё это приведёт к тому, что пересядем на китайцев. Если у вас есть полный цикл производства, то сейчас отличное время для отжима доли рынка у потерявших берега производителей четырехколесных повозок.
avatar
короче, все наши инвестиции сгорят в ценах на товары
avatar
Bablos, а ты хотел на пенсию в 35? Никогда такого не было и вот опять ))
avatar
Народ берет только по одной причине, потому что идиоты. И даже те, кто их греб как ак сумасшедшие перед повышением цен))). Сейчас проясню. Дело не в том что они покупают, а в том как.
Хотя не все так просто. У народа нет денег, но он идет в салон, где его пригибает на психику подготовленный манагер.
Народ уже готов купить себе новое ведерко, но денег нет и тут ему сообщают, что денег не надо. В том углу салона сидит девочка волшебница из банка, и она сейчас все сделает. Подпись здесь и здесь.
В итоге народ оказывается с ведерком за 1,5 ляма, обвешенным допами до 2х. Выехав из салона, ведерко тут же начинает стоить 1,2 ляма.
А еще у народа появляется кредит на лям, потому что своих денег был тоже лям. Но кредит на самом деле не на лям, а на 1,3 ляма потому что девочка волшебница вклеили туда страховочку групповую на весь срок долга, за 30% от кредита.
И теперь народ должен за три года выплатить банку 1,5 млн.
В итоге у народа был миллион. Народ купил ведерко, которое стоит 1,2 млн, потратив свой родной лям. И еще остался должен банку 1,5 млн. Выгодная сделочка что сказать)))
Потому и идиот, трезвый человек так не сделает, учитывая что до покупки машина в принципе то была, и никаких дополнительных функций к жизни народ не получил.
Хотя нет, доп функция все же появилась. Теперь можно каждый месяц 40к отправлять банкирам, что бы они хорошо жили. Ну и манагер премию получит.
avatar
Оналитег, ну машины угоняют и бьют, страховка не всегда не нужна.
avatar
Григорий, о про эту растрату я и забыл))). Я говорил про страховку жизни заемщика, которая нафиг не нужна) через впаринг которой банк через аффилированную страховую просто зарабатывает.
avatar
Оналитег, маняфантазии, вот у меня машина начала мозги канифолить, что делать? Как идиот по сервисам мотаться? Нет, пошел и купил шкодоведро без всяких девочек, да допы, но допы в виде резины всяко лучше чем без машины, старая повозка так и стоит во дворе, руки дойдут вызову Кузьмича для починки, потом продам особо умному который со вторички без допов берет ))
avatar
NikolasM, ну да, все правильно сделал. Тут важен возраст машины, если свежая но сломалась, то починить. Если старая, то естественно купить новую а старую продать.
Но это в варианте, когда есть деньги. У народа же денег нет. А таких молодцов, которые могут новую за свои купить в РФ на поддержку штанов автозаводов не наберется.
avatar
NikolasM, Вы заплатили 500 тыс за коврики?
avatar
Григорий, нет
avatar
NikolasM, сейчас, судя по видео, других вариантов почти не осталось.
avatar
Григорий, сейчас не знаю, в августе полтинник с 1300 просили
avatar
NikolasM, о нет, в интернет-обзорах не так. Машин дефицит, все покупают для внуков, видимо.
avatar
Оналитег, брал авто в лизинг 3 года назад, взнос 1.2 млн, считай кредит 3 млн, отдал 3.6, всего машина обошлась в 4.8 с переплатой, вот только теперь ее цена 5 млн минимум, новая 7.5 млн.
avatar
Антон Пархачев, машины за прошлый год выросли в 2 раза. Цены очень красивые, для продавцов. Вот только покупателей нет, ни в новом секторе не в бу. Ну как, покупатели конечно всегда есть, но их мало. Достаточно зайти в любой салон и пересчитать менеджеров. Там где раньше 3-4 человека работало, теперь один сидит.
А так конечно, все верно говорите. Вот правда продать ваш машин, ну чисто теоретически по её сегодняшней цене не получится.
avatar
Оналитег, что вы несете, машин нет в наличии, платишь 7.5 млн и ждешь от пары месяцев до полугода, ну или если с допами еще пару млн добавляешь и берешь из наличия, либо берешь бу.
avatar
Антон Пархачев, все так и есть. Только желающих идти по описанной вами схеме днем с огнем. Ну найдется два три отчаянных за месяц и все.
Я два месяца назад туру пытался купить.
Каталожная 6. С допами 8. По факту 8,5. Сказал что подумаю. До сих пор звонят, типа машину держат для меня🤣.
И ценник на нее выставили 9 уже. Ну как бы это же цирк с конями.
avatar
В текущих реалиях выехав из салона на тачке за 2, никак не получится 1.2. Только если вы в столб вьехали
avatar
swarls, все просто. Тачка стоит по прайсу полтора. По выезду из салона она сходу стоит 1,2.
А те допы, которые диллер впарил за 500 тыс. по рыночным ценам стоят около 70 новыми. Но если попытаться продать машину то за эти допы дадут от силы 30 ку. Занавес.
avatar
Оналитег, знакомый взял рапид летом, так авто за 4 мес набрало 350тр.  
avatar
Антон Пархачев, пусть попробует продать. Будет сильно удивлен😉.
Цена это не хотела продавца, цена это то за сколько купят.
avatar
Выиграют китайцы от этого! т.к. Корейцы и Европейцы впаривают допы по 300-800 т.р. А дураков всё меньше и меньше.
avatar
Ситуация намного хуже, чем описано. Сейчас предлагают допы на 300-5000-1000 тыс. и даже на 3 млн., в которые входят коврики, решетки радиатора, покрытие
avatar
Григорий, этому крузак какого-нибудь, за 1,5кк можно на допы не более 60к было договориться, причем типа резины, а не свистоперделок
avatar
Роман Стриха, в текущих реалиях, тачку, которая по прайсу 2, вы реально купите за 3. От того что в теории через пол года продадите ее за 2,2 нифига не легче.
avatar
На фига вообще в крупном городе нужна тачка?
avatar
dekab1, дача, снабжение, культурно-социальные потребности
avatar
Ну вот, а унылые хоронильщики страны говорят что мы загибаемся от нищеты, а дилеры мозоли на пальцах заработали постоянно обновляя ценники. Мы жить стали лучше и всяко веселее!
Сергей Новосельцев, ну да, пока кредитный рейтинг васи позволяет получить кредит все красиво.
avatar

теги блога Марэк

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн