Блог им. invest-schet

Советское образование мифы и реальность

Советское образование мифы и реальность

Много раз приходится слышать про качество советского образования (не говоря уж про то, как мы хорошо жили в те времена).

Но как нам, людям, работающим с информацией, можно объективно оценить качество образования в отдельно взятой стране?

Чтобы оценить образование или любую другую сущность, надо перестать использовать эмоциональные категории, а перейти на объективные. Объективные — значит, количественные, нам нужны цифры.

Например, если мы начнём рассуждать, кто из артистов популярнее, в таком обсуждении не может быть истины, т.к. нет объективных количественных критериев. А вот если мы договоримся оценивать популярность по средней ставке гонорара за час работы, то становится очень легко

Так же и с образованием.

Я не нашёл ничего лучше, как оценивать качество образования по… количеству нобелевских лауреатов. Понятно, что есть премии за миротворчество и т.д., но в целом количество (не просто количество, а отношение к количеству населения) нобелевских премий отражает «качество» образования в стране.

То есть: 31 нобелевский лауреат в стране с населением 150-200 млн человек НЕ ТО ЖЕ САМОЕ, что 31 лауерат в стране с населением 9 млн человек.

Следовательно, нам нужно считать относительные данные. Итак, глядя на цифры, можно было бы сказать, что качество советского образования было в 5 раз хуже, чем в США и в 10 раз хуже, чем в Норвегии:

Советское образование мифы и реальность

Теперь насколько российское образование хуже советского. Вычислим плотность нобелевских лауреатов в советский и российский период истории:

Советское образование мифы и реальность

Вроде, подтверждается мысль о том, что образование после исчезновения СССР ухудшилось. Но если, опять же, мы посмотрим «советских» лауреатов, то увидим, что в советский период записано много лауреатов, которые родились когда-то в Российской империи. а затем уехали в другие страны и премию получали не как граждане Советского Союза. Таковы особенности учёта у Нобелевского комитета, видимо:


Советское образование мифы и реальность
Из всего этого списка нобелевских лауреатов, получивших премию в «советский» период, никто не имел счастье (или наоборот) пройти через советскую систему образования. Вообще, глядя на этот список, мы видим, что советская система образования воспитала только ТРЁХ нобелевских лауреатов:
2007 (Экономика), 2010 (Физика), 2015 (Литература).
За 75 лет существования советского образования оно смогло воспитать трёх нобелевских лауреатов, из них в фундаментальной науке — ОДНОГО.

Этот пост не призван убеждать кого-либо в чём-либо, а просто показывает способ работы с информацией, которая нас окружает, чтобы делать об окружающей нас реальности более адекватные выводы, чем нам бы хотелось.

★2
57 комментариев
Нобелевка где выдается? А какое взаимоотношение было у СССР со странами которые лоббируют нобелевскую премию? Так что тут не все так однозначно. Разумеется речь идет о советском периоде. Сейчас понятно что мозги уехали за границу
avatar
Алексей, был всемирный заговор против СССР не давать нобелевку?

Если заговор был, то как это доказать?

Я не против этой версии, но как её доказать, но так, чтобы с цифрами, чтобы это было не мнение отдельного человека, а статистика, объективная картина.

Например, можно было бы исследовать соотношение КОЛ-ВО поданных заявок на КОЛ-ВО лауреатов. И тогда можно было бы увидеть, что заявок от СССР поступает очень много, а буржуины всё время обходят нас вниманием и из политических соображений зажимают для нас премии (глубоко не исследовал, но, вроде, это не так).

Сравнить с таким же показателям по другим странам. И тогда можно так говорить, а пока это всего лишь мнение, не более.
avatar
invest-schet.ru, да могло быть что угодно. Могли наших не пускать в европу. Железный занавес же. Европейцы могли лоббировать своих ученых в одинаковых областях науки. 
avatar
Алексей, все верно. Признать СССР и русских умнее — признать свою несостоятельность во всем.


invest-schet.ru, Слова, типа «всемирный заговор» любят применять либо те, кто хочет сразу выставить оппонента придурком, либо придурки, которые не понимают, что ВСЕМИРНОГО не бывает ничего, а слово «заговор» — пропагандистский ярлык. Может, перефразируешь вопрос? Я, кстати читал, что сам термин «теория заговора» пустило в оборот ЦРУ, чтобы сразу высмеивать и выставлять дураками тех, кого не устраивала официальная версия убийства Кеннеди. Если и не правда, то, по крайней мере, правдоподобная неправда.

 

Был не «заговор» и уж, тем более, не «всемирный», а просто Холодная Война. Согласованные действия капиталистического блока против социалистического ВО ВСЕХ областях. Доказывать это не надо, это общеизвестный факт. Если считаешь, что нобелевка была исключением (вне политики, как олимпиада сейчас, да?), то вот как раз ЭТО надо доказывать.

avatar

Karkoon, сорри, извиняюсь за формулировки.

Как нам в цифрах отобразить холодную войну и в частности, влияние на Нобелевскую премию?

Как нам превратить эту гипотезу во что-то твёрдое, с чем невозможно дискутировать, как мы сейчас :)

Какой была Холодная Война и как она запечатлелась в умах людей — очень непростой вопрос. А вот цифры роста расходов на вооружение — это объективные вещи. Надо смотреть на них, по идее.

Я иллюстрирую подход работы с гипотезами и информацией. Если что-то не поддаётся количественной оценке-измерению — мы это пропустим, чтобы не вдаваться в ненужные споры.

avatar

invest-schet.ru, невозможно сложное явление оценить каким-то одним индикатором. Хотя очень хочется. ВВП, индекс биг-мака… Чем оценить образование — понятия не имею. Нобелевка годится, как один из показателей, но не главный и уж точно не единственный. Потому что да, чтобы на нее претендовать, нужна развитая наука и, следовательно, образование, в этом ты прав. А вот чтобы ее не получать или даже не претендовать (в силу идеологических, бюрократических, политических причин или просто бессмысленности), достаточно просто быть во враждебном лагере.

 

Про Холодную войну — то же самое. Но тут все проще. Можно посчитать количество войн, которые вела страна (только не забыть вычесть оборонительные и приграничные), количество военных баз за рубежом,  посмотреть как далеко от границ ведутся войны и расположены базы, это, вроде, доступно, только взяться надо. Мне жаль времени, для меня и так всё очевидно.

avatar
Karkoon, я понял, в таком ключе я рассуждать согласен :)

Ну если будут идеи насчёт метрик — я сделаю все эти исследования сам. Вот тут ниже предложили по успехам на международных олимпиадах. Например. Как самостоятельная метрика — не очень (как и нобелевские премии), но как элемент общей картины — очень даже!
avatar

invest-schet.ru, К вопросу о метриках. Интересно, что эта тема всплыла. Меня как раз недавно осенило в одной беседе, как оценить РАЗВИТОСТЬ страны (в технологическом смысле). Кто, на данный момент, дальше прошел по пути от каменного топора к межзвездным крейсерам. Все просто: это количество энергии, которое тратится на душу населения.

 

Поясняю: надо сложить ВСЮ энергию, которая тратится жителями страны, напрямую или опосредованно. От калорий, которые ест свинья на свиноферме или кошка в доме, через обогрев, приготовление пиццы, транспорт, до разорвавшегося снаряда в Ливии или Сирии или сигнала, посланного с Марса. И потОм все это поделить на число жителей. У кого цифра больше, тот более развит (повторяю, только в технологическом смысле).

 

Подозреваю, что изобрел велосипед, зато сам :)

avatar
Алексей, мнение не ново, много раз обсуждалось.

Хочу воспользоваться случаем, чтобы прокомментировать (в применении к физике, и только к ней) нередко встречающийся в нашей печати мотив: советских ученых незаслуженно обходили и обходят, вот среди нобелевских лауреатов по физике американцев — 68, а от СССР и России их только 7 (данные по 1997 г. включительно; см. [10], причем добавлены 7 лауреатов за 19951997 гг.)...


Так неужели же советская (российская) физика в 10 раз слабее американской? Несомненно, это не так, по крайней мере, до немалой «утечки мозгов» после 1991 г. Но сейчас важно другое: сравнение по числу Нобелевских премий и лауреатов — это некоторое сравнение уровня физики не вообще (по числу физиков, числу публикаций и т.д.), а только по числу важных открытий, по уровню фундаментальной физики.


И здесь мы действительно отставали и отстаем от США пусть не в 10, но все же в несколько раз. Причины различны: тут и большая у нас загруженность прикладными и оборонными работами, и недостаточное финансирование фундаментальной физики (особенно для постройки больших установок — ускорителей, телескопов и т.п.), и «помехи» типа идеологического зажима, сплошь и рядом просто идиотской секретности, трудности поездок и даже обмена информацией с заграницей и т.п.

Не буду дальше развивать эту тему, отвечу лишь на вопрос: сколько Нобелевских премий по физике Россия и СССР могли бы получить, но не получили? Мое мнение такое: в советский период мы заведомо потеряли только две премии...

А что можно сказать о более отдаленном будущем? Единственный надежный способ получать Нобелевские премии по науке состоит во всемерном развитии фундаментальных исследований, создании условий для плодотворной работы в благоприятной обстановке, особенно молодежи

avatar
Подход понятен, но как вы учитываете  насколько доступно было для людей участие в этом конкурсе… даже сейчас не могут в научные журналы нормально оформлять материал, а тогда не факт что это вообще позволяли делать… сдается мне что в том же США у людей в разы больше возможностей
avatar
alvas, Молоко без коровы не бывает:
www.youtube.com/watch?v=idu4N3P1wTo
avatar
invest-schet.ru, вы видимо не сталкивались с наукой, иначе знали бы на каком уровне находится та ее часть которая отвечает за оформление, публикацию, распространение работ
avatar
alvas, а что это меняет? Если человек имеет знания, но не может донести их до мира и поделиться ими, то это тоже можно включить в понятие «качество образования».

Там где легко делиться-получать знания, качество образования должно быть выше, и наоборот. Поэтому если в какой-то стране умные люди, но их работы некачественно оформляются, не публикуются, не распространяются, то мы и говорим, что в такой стране низкое качество образования?
avatar
invest-schet.ru, не путайте бюрократию и ограничения которые были при союзе с образованием… одно дело когда не дают что-то делать в следствии чего это направление не развивается, и другое когда у тебя все дороги открыты, есть ресурсы, но ты не в состоянии ничего родить дельного...

будь ваша логика верна, то ссср не стала бы космической державой…
avatar
Нобелевская премия по литературе Александру Солженицыну – «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы», была присуждена 8 октября 1970 года.

Это все что мне нужно знать про Нобелевскую премию как и кому их дают
avatar
poolrzn, а еще Горбачев и Обама, «Премия мира», голуби мира, мать их.

poolrzn, а что не так? Представители МЕЖДУНАРОДНОГО комитета премии посчитали, что он внёс вклад во что-то, имеющее МЕЖДУНАРОДНОЕ значение.

Т.е. его «заслуги» перед нашей страной во внимание не принимаются :)

avatar

а что не так? Представители МЕЖДУНАРОДНОГО комитета премии посчитали, что он внёс вклад во что-то, имеющее МЕЖДУНАРОДНОЕ значение.


 

invest-schet.ru, напомнило старую хохму, еще Хазанов, кажется, в советские годы читал:

— Нас спрашивают, почему только дети аппарата [имеется в виду партийный аппарат] поступают в тот (показывая пальцем куда-то вверх) институт? Так давайте вместе спросим руководство института. А, вот, они уже ответили: для них главное знания!

avatar
poolrzn, говоря про Нобелевку, надо просто отбрасывать политически-ангажированные премии по литературе и тем более премию «мира». Остальные номинации — физика, химия — даются исключительно за дело
avatar
sergeygaz, Вот Северный поток-2 тоже строят исключительно в коммерческих целях. И как? Т.е. за мир во всём Мире — ангажированные, а по физике -нет? Т.е. Запад сам будет спонсировать учёных из других стран.Вы где в жизни то такое видели?
avatar
А где КИТАЙ!!! ?????? По вашей логике за последние 20 лет должно быть 500 Нобелевских лауреатов из Китая. И где же они?
Василий Федорович, 
По вашей логике за последние 20 лет должно быть 500 Нобелевских лауреатов из Китая
По моей логике не должно быть у Китая 500 лауреатов. Как можно сделать такой вывод из приведённой информации? Я в замешательстве :)
avatar
invest-schet.ru, какая статья — такие и выводы.
Василий Федорович, у Китая 8 премий, что (вероятно, но это гипотеза, которая и озвучивается в данном топике) отражает уровень образования в этой стране.

Мысль о том, что у них должно быть 500 премий никак не вытекает из логики озвученной гипотезы.

По мне так чисто на бытовом уровне эта информация про 8 нобелевских премий у китайцев не вызывает вопросов.

Если нужны эмоциональные, житейские примеры, то можете поспрашивать знакомых, кто учатся зарубежом, сколько там китайских студентов. Китайцы едут учится на Запад, но не наоборот. О! Кстати, вот и идея для следующей метрики «трафик международного обучения».
avatar
Спасибо за статью, но лучше проведите сравнительный анализ патентов.
Думаю там будет вывод такой:
талантов на Руси много, но реализоваться не дают.
Да как ни крути — образование лучше у нас, зп и условия — у них. У меня примерно 70% одноклассников разъехалось — США, Канада, Израиль, Чехия, Франция, Швейцария… Наверное, уже не соберемся( Хотя я, оставшись в России, никогда сильно об этом не жалел. Может в первые 5 лет, когда был невыездной по 1 отделу из-за практики на особом предприятии. 
GreyAngel, 
образование лучше у нас
Если лучше — то насколько? Но так чтобы количественно можно было измерить. Я за такой подход
avatar
invest-schet.ru, можете посмотреть результаты международных олимпиад школьников. Но мне этот подход не нравится, можно натаскать 10-20 школьников олимпиадников и при убитой системе среднего образования в целом по стране
avatar
poolrzn, хорошая метрика! Тоже в чём-то односторонняя, но по крайней мере, даёт нам объективные измеряемые параметры. Спасибо
avatar
Однобокий анализ однако.
avatar
Pennyquick, предложите свою метрику, которая была бы более объективна. Я бы радостью провёл новые исследования в этой области. Сейчас данные достать не проблема. Достанем и посмотрим вместе, никаких проблем.
avatar
invest-schet.ru, как коллеги по цеху ответили уже выше и ниже не учтено много факторов. Ангажированность нобелевского комитета (западный мир, холодная война и прочее), иммиграция, изолированность по сути советской науки от западной (сообща развиваться куда легче) и т.д. Очень сомневаюсь, что вообще возможно объективно оценить.
avatar
с научной точки зрения такое сравнение некорректно. не учтены многие факторы.
avatar
Количественно трудно измерить. И из-за общего количества людей и из-за переехавших. Не каждый Ломоносов до Москвы дойдет))
Хорошо хоть не по количеству геев на  население измерял. Ничего не имею против геев, но они  имееют не меньшее отношение к качеству образования чем лауреаты нобелевки. 
avatar
Азат Туктаров, предложите свою метрику, и я проведу исследование. Все вместе посмотрим.

Это — не универсальный ответ на вопрос, а попытка хоть как-то подступиться к нему. Возможно, коллективный разум поможет найти более универсальные метрики.
avatar
invest-schet.ru, чтобы предлагать надо быть в теме .  Реально наверное только А.Г. что-то сможет предложить. 
 Есть вариант оценить по подобию  как со стороны оценивалось качество науки и образования в СССР. Это должна быть широкая, многосторонняя оценка по типу доклада Мэндэрса для совета по науке  НАТО в 1959-м году.
avatar
Интересуюсь немного физикой. Так вот, лауреаты в своих работах опирались на публикации «наглухо советских» теоретиков. Для меня бОльшим маркером являются племянники-зумеры, в школах (обычных) не научили думать, зато гуглят неплохо.
avatar
Есть нобелевские премии мира, литературы — их дают исключительно по политическим соображениям. Например как подарок действующему американскому президенту. А что — ему приятно будет ))

Физика, химия, медицина — правильно смотреть только их
avatar
нуу как бы большинство ученых в ссср работало на оборонку… и были под гостайной...

хорошее техническое образование действительно было при совке… т.к были преподы с реальной практикой сложных технических работ по заказам впк...

проблема стала после распада совка...
1 в первую очередь уехали преподы из московских вузов… т.е кто что то умел уехали сразу заграницу… и все эти распиаренные баумки счас просто шлак

2 в регионах преподы остались т.к были невыездными… из-за работы на впк… проблема стала в том, что платить деньги им стали за часы преподавания… и они весь свой гигантский опыт выливали на бедных студентов… число пар доходило до 48 в неделю… + курсовые… вобщем проще стало имитировать учебу а не учиться...


avatar
Нобелевки конечный ресурс. Допустим достаются самым-самым лучшим, но не учитывают количество хороших учёных, которые немножко не дотянули.
avatar
Науку цензурили, сложно там на нобелевку было выйти :) Был момент, когда партия теорию относительности отрицала, насколько я помню :)

В целом, сравнивать закрытые и открытые научные системы — примерно как сравнивать плановую и рыночную экономику. Технари были сильные (как сейчас программисты), а потом эти же люди банки перед телевизором заряжали и утверждали, что в прививках от ковида чипы от Билла Гейтса.
avatar
Речь в прошлой статье была о обычной школе.
Обычном СРЕДНЕМ школьном ВСЕОБЩЕМ образовании.
А ответ про топ ученых мира.

не сходится.
avatar
Что здесь можно сказать… деградация анализа прослеживается на 100%. Согласно такой логике самая бедственная экологическая ситуация в пустыне. Там нет деревьев. А если серьёзно. Сам автор признаёт, что есть политически мотивированные премии. Однако естественные науки политика обошла стороной. Вы идиот? или притворяетесь? Нобелевку России в естественных науках дают только потому, что отрицать её роль в этом изобретении критинизм. Если есть хоть какая-то привязка к странам Запада, то нобелевка уйдёт туда. В статье речь шла о советском образовании. Что ж вам оно не досталось…
avatar
Советское образование было очень качественным. Те кто хотел его получали. Те кто не очень получали аттестаты и дипломы, что тоже было хорошо в социальном плане. Кроме того, средние специалисты тоже востребованы.
Соавнивать с западным образованием не особо корректно, там другая структура образования. У обоих систем есть свои плюсы и минусы.
Современная система образования в РФ мне откровенно не нравится. Западная мне нравится гораздо больше, тем более, я о ней достаточно знаю — несколько знакомых преподают в западных университетах.
avatar
3Qu, а можно тезисно, чем современная система высшего образования отличается от советского?
Юрий, я вижу студентов, и как и чему их учат. Я знаком с преподавателями вузов, и представляю их средний уровень. Для качественной оценки вполне достаточно.
Есть конечно Физтех и МГУ — здесь вопрос открытый, но это оч малая часть вузов, погоды не делает.
avatar
3Qu, прекрасно, не сомневаюсь в вашем опыте. Тогда вам тем более будет просто разложить по пунктам отличия. С нетерпением жду ответа. Очень интересно!
«Вообще, глядя на этот список, мы видим, что советская система образования воспитала только ТРЁХ нобелевских лауреатов:
2007 (Экономика), 2010 (Физика), 2015 (Литература).
За 75 лет существования советского образования оно смогло воспитать трёх нобелевских лауреатов, из них в фундаментальной науке — ОДНОГО.»

Если по фактам, у Вас тут нет кучи Нобелевских премий по физике, сделанных чисто в советской системе науки и образования. Как минимум, это Алферов, Гинзбург, Абрикосов, Басов, Прохоров. Все учились в советское время. Так что пересчитывайте свою табличку и учите мат. часть)
avatar
Мерить качество советского образования по количественной составляющей выданных западных премий — это настолько же необъективно, как сейчас мерить рейтинги ВУЗов по количеству цитирования их сотрудников  в западных научных журналах.
avatar
нобелевские в кино снимаются


имхо советская наука и образование — разные вещи

науке,  если только она была не на оборонку, часто мешала бюрократия и социалистическая идея

образованию она как раз помогла...:) советская бюрокартическая машина подчинялась пратийному аппарату, который ставил задачу выковывать совесткого специалиста  и отсеивать шлак

наше образование было ужасным в плане того, что и как говорили детям (в штатах это бы посчитали abuse), но в плане давания знаний оно было на уровне требований жизни

в сша например бюрокартии в науке меньше

а в образовании её столько же сколько в советской (если не больше)

проблема в том что бюрократия штатовского образования нацелена не на результат в плане уровня знаний ученика, а на облегчение жизни и работы учителя и самой бюрократии, поэтому штатовское образование всегда было хуже советского 

у меня трое детей прошло через штатовские школы (одни из лучших) и универститеты (одни из лучших), и после всего этого имхо уровень их образования — херовый
avatar
«Я не нашёл ничего лучше ...»

Зачем искать, если в ООН по всем основным вопросам имеются ежегодные исследования? Например, ООН раз в 2 года публикует РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО ИНДЕКСУ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ (https://gtmarket.ru/ratings/education-index):

avatar
Игорь ПМ, спасибо, очень хорошо, что такой индекс есть!
У него есть один «недостаток» — про него можно сказать, что он «пролоббирован Западом» :))
Впрочем, такой недостаток есть даже у нобелевской премии, так что при всех прочих равных, это — самая адекватная информация для сравнения.
avatar
invest-schet.ru, В отличие от нобелевского комитета во всех подразделениях ООН имеются представители РФ, которые участвуют во всех исследованиях и всегда могут оспорить решение. То, что там в основном сидят «самое святое — дети» и Штирлицы — это отдельный вопрос. Никто не мешает направлять туда ведущих ученых!
avatar

теги блога invest-schet.ru

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн