Сразу скажу, когда я планировал этот действо в конце декабря 2021 года, я не знал, что произойдёт в конце зимы 2022 года. Я хотел просто поделиться своим опытом отбивания лба и набивания шишек, но вышло всё совсем неожиданно. Поэтому при просмотре, прошу учесть, что в декабре и январе всё было по другому, и тогда никто не думал, что фондовый рынок в РФ похоронят на много лет.
Почти 3 года моим брокером был сбер Я не ахти какой инвестор, трейдер и тем более не держатель жирных капиталов, но уж какой есть. Возможно, я мог бы быть потенциально интересным Сберу, если бы кто-то там у них анализировал, что делают их клиенты.
Видео-версия здесь:
Да, возможно, я не держу крупных капиталов, но за последний 2021 год я совершил более 200 сделок на фондовом рынке. В конце 2021 года я все-таки решил свой #иис перевести к другому брокеру. По закону, если я открываю ИИС у другого брокера, в течение месяца я должен закрыть его у «старого» брокера.
15 декабря я открыл ИИС у другого брокера, услугами которого уже пользовался в течение года, мне понравились условия, софт, поэтому решил перевести все активы к нему.
Квест с закрытием ИИС начинается с банального дозвона в колл-центр. Теперь здесь как бы искусственный интеллект, и чтобы пробиться к «человеческому» интеллекту (оператору) мне пришлось не меньше 5 раз в разных подсистемах меню повторить одну и туже фразу «связь с оператором». Только после этого идёт переключение на «живого человека».
К счастью, оператор мне попалась толковая, и она всего с третьего раза нашла мне сведущего в брокерском обслуживании специалиста. Специалист не открыла мне Америки, и пояснила, что, да, я могу перевести свои активы по заявлению совершенно бесплатно на ИИС другого брокера, но для этого мне необходимо будет явиться лично в банк.
Постоянный цейтнот пригнал меня в банк накануне нового 2022 года. В опенспейсе консультант, узнав суть моего вопроса, сама определила нужное «окно», из которого мне должны были подать руку помощи, чтобы мой «идущий» осилил этот нелегкий путь.
В нужном «окне» специалист честно пыталась решить мой вопрос, даже особо не понимая его сути: она совершала телефонные звонки, писала сообщения, проходила бесчисленные авторизации, рассказывая всё новым участникам бесед, что вот он я тот эксклюзивный случай — сижу напротив неё и прошу перевести мои активы к другому брокеру. Минут через 15 бессмысленных итерацией меня направили-таки в зону #сбербанк премьер (или как оно там) и наказали ждать около турникета на диванчике специалиста, который должен спуститься ко мне (думается не ниже, чем с небес). Спустившимся ко мне оказался мужчина, излучавший своим видом степень владения интересующим меня вопросом перевода ИИС между брокерами процентов на 300% выше тех как бы специалистов, которые мною занимались до этого. Он сразу понял, что я хочу, и скорее всего знал, что нужно делать. Единственное, чем он не владел, это клиентоориентированностью и навыками по «удержанию клиента от оттока к конкуренту». Бегло уточнив суть вопроса и и причины моего «перехода» он кинул нечто следующее:
- ну это ваше право, надеюсь, вы в курсе, что за перевод к другому брокеру с вас взимается комиссия в размере 900 рублей за каждого эмитента вне зависимости от размера позиции.
Порядком насидевшись в нескольких очередях, я, честно говоря, плевать хотел на эти условности, лишь бы только мои активы были выведены отсюда.
- Когда я звонил в колл-центр, мне сказали, что процедура бесплатная, наверно, меня ввели в заблуждение. Но в любом случае, думаю, этот тариф не вы изобрели прямо сейчас, поэтому, если у банка такие правила, то пусть будет так. Ну а я в свою очередь закрою сейчас некоторые позиции, чтобы минимизировать свои транзакционные издержки.
На том и решили, я закрыл 3 позиции (что было не жалко) и отправился на диван смотреть ТВ в зоне ожидания, пока Виталий Викторович (так звали моего «специалиста», как позже выяснилось) пошёл куда-то оформлять заявление и анкету, забрав листок с реквизитами, которые я непременно должен был написать собственноручно. Не знаю, сколько времени я спал, пардон, ждал, меня то и дело будили менеджеры Сбер-Премьера, уточняя какого менеджера я жду. А я ждал избавления от менеджеров. Наконец, мне вынесли документы на подпись, и подмахнув их я бросился бежать из Сбера.
Первая хорошая новость пришла, когда я увидел, что денежные средства зачислились на ИИС нового брокера. Но пользоваться ими было нельзя и висит информационное сообщение «Торговля невозможна. Подпишите реестры». Однако если кнопнуть на это сообщение, реестры подписать невозможно. На горячей Линии нового брокера мне пояснили, что процесс перевода еще не завершён и мне необходимо предоставить справку «сведения» о состоянии ИИС от сбера.
10 января, в первый рабочий день после праздничных выходных мне позвонил Виталий Викторович из Сбера и сообщил, что можно забрать мою справку. Забирая справку, он меня «обрадовал», что ценные бумаги не переводятся автоматом, а выводятся с ИИС и переводятся в депозитарий. Чтобы перевести Акции из депозитария старого брокера в депозитарий нового брокера нужно сформировать поручение на вывод. Это можно сделать двумя способами:
- При помощи живого человека.
- В личном кабинете (полная версия, доступная с компьютера) Сбербанк-онлайн.
Виталий Викторович любезно предоставил мне рабочий телефон специалиста, который этим занимается. По телефону бегло Светлана мне объяснила, где и как это сделать, а с памяткой, которую она мне отправила по электронной почте, это оказалось сделать еще проще. На том и остановились, и уже к вечеру, вволю наматерившись, я сформировал 3 поручения на перевод, а к концу дня новому брокеру отвёз справку о закрытии ИИС у старого брокера.
Утром следующего дня мне поступил звонок из Сбера. При разговоре выяснилось, что поручения сформированы с ошибками, нужно исправить, и если воспользоваться кнопкой отозвать до 12.00 это будет сделать проще. Елена (это ещё один специалист) пояснила, какие поля надо поправить и как. И примерно через полчаса я отправил исправленные поручения. Так же Елена мне сказала, что у нового брокера нужно сформировать встречные поручения на приём акций. Увлекательно, да?
Кроме этого, за осуществление операции по переводу акций одного эмитента, Сбер выставляет счёт в размере 865 рублей, у меня было 3 эмитента, соответственно счёт на 2 595 рублей.
Следующим днём, удостоверившись, что поручения на перевод из Сбера исполнены, я пошёл к моему новому брокеру оформить поручения на приём. Не было лишним распечатать поручения из Сбербанк онлайн, что я и сделал, и на всякий случай прихватил с собой и ноутбук, чтобы можно было зайти в полную версию сбер-онлайн и вытащить из неё, что потребуется.
Процедура у нового брокера заняла около 40 минут. Здесь же меня начали допрашивать про референс переводов. Я об этом ничего не знал. Но вроде бы остановились на том, что референс это коды из смс от Сбера при подтверждении переводов. Я их сообщил. После этого, мои ценные бумаги как будто будут ещё около недели «вводиться» на мой новый ИИС, казалось, остаётся только сидеть и ждать. Но нет!Через день, в пятницу, в конце дня на электронку пришёл «отказ по поручениям на зачисление ценных бумаг». Причина отказа: необходимо уточнить #сбер реквизиты контрагента (владельца счета списания): счёт списания, раздел счета списания.
Поскольку вечером пятницу мне уже никто никаких реквизитов не даст, решил отложить до понедельника. В понедельник написал по электронке специалисту (Светлане, той которая присылала мне памятку на оформление поручений на вывод ценных бумаг) в Сбер, рассказал проблему. Примерно через час в ответном письме получил документ, с требуемыми реквизитами. Странно, почему мне его не дали сразу. Наверно, ждали, пока я набью шишек себе о неслучившееся чудо.
Этот документ я направил специалисту «нового брокера» и попросил дальнейших инструкций. Конечно же надо приехать самолично и засвидетельствовать своё почтение. Благо к моему приезду поручения на зачисление были уже готовы, я их только подписал и отправился восвояси ждать благодатного свершения зачисления ценных бумаг на свой новый ИИС и разморозки денежных средств. Время шло...
…. При этом я регулярно, раз в неделю, звонил в центр брокерского обслуживания нового брокера, и там меня уверяли, что процесс идёт и занимает около месяца.
Накануне исхода месяца от специалиста моего нового брокера мне пришло сообщение:«Андрей, здравствуйте.Пришел отказ.«Поручения от нас и от Сбербанка не совпали в депозитарии.Необходимо оформить новые поручения в Сбербанке, потом у нас.*Важно*, чтоб мы точно знали будет ли указан референс в поручениях Сбербанка, дата сделки и дата расчетов.»Это была снова была очередная пятница, вторая половина дня и настроение в пол на выходные.
Лыко и мочало, начинаем с начала.
После выходных в понедельник я побежал в Сбер искать справедливости, там меня уже ждали, потому что в их центр депозитарного обслуживания так же пришёл «возврат» моих ценных бумаг
Теперь я уже попросил „мою“ Светлану помочь мне оформить поручения и уточнил, почему „референс перевода“ не прошёл.Оказывается референс „бумаги“ это определенный код каждого эмитента, а не какие коды из СМС, поэтому референс и не прошёл.После оформления поручений на перевод, я в очередной, не помню уже какой по счёту, раз поехал в офис „нового брокера“, чтобы оформить встречные поручения о зачислении ценных бумаг на счёт. К слову сказать, это было 14 февраля (а начал я 15 декабря).
16 февраля я увидел переведенные „бумаги“ на счёте нового брокера в приложении, но они появились без цен покупки, которые к тому времени уже не особо имели значение, хотя Газпром я мог бы продать с некоторым профитом. Но операции по прежнему на „новом“ ИИС нельзя было совершать. 18 февраля я сделал еще одну попытку уточнить, в каком статусе находится мой ИИС. Ответ не внёс ни ясности, ни понимания происходящего.Здравствуйте, Андрей!»Сведения об ИИС ещё на рассмотрении, сейчас напишу письмо с уточнением сроков на Звонила также сейчас на тех.поддержку с целью уточнения:*Для уточнения срока рассмотрения сказали писать письмо (уже написала);*надпись в приложении и рассмотрение поручения о Ваших сведения ИИС никак не связаны.Если в дальнейшем необходимо подписать реестры, то эта функция также доступна внутри самого приложения ВТБ мои инвестиций ( появляется кнопка «подписать реестры»)"
В тоже время рынок уже начал падать очень стремительно, и чтобы не пропустить такое событие я продал часть «золота» и немного зашёл в позиции по алроса лукойл нлмк и некоторым другим, подешевевшим активам.
24 февраля произошло то, о чем все знают и антисимфолично, что «разморозился» мой ИИС. На свободные деньги со дна рынка я докупил #мечел русагро и русал. Правильно ли я сделал или нет, покажет время. Или уже не покажет...
Фондовый рынок закрыт и когда откроется не понятно, да и откроется ли он вообще — никто не знает.Мог ли я предвидеть, что такая «безобидная» операция, как перевод ИИС растянется на 2 месяца, а закончится всё тем, что сама эта операция потеряла всякий смысл вследствие геополитических событий?… не мог.
Если бы ничего в мире не случилось, возможно, мой опыт был бы кому-то полезен, а теперь это просто история о том, как вместе с зависшими деньгами, надо всеми зависла неопределенность, длительность которой никто не может даже приблизительно спрогнозировать.Сейчас пенять на слабую «поддержку» специалистов и нерасторопность двух финансовых организаций нет смысла, глобально, эти люди ход истории изменить не могли и не повлияли ни на что. Более того, скорее всего эти люди скоро останутся без работы, и им можно будет только посочувствовать.
Выводы из этой ситуации сейчас делать, наверно, бессмысленно, теперь это просто история из моей жизни без лайфхаков о том, как я бегал и переживал 2 месяца совершенно напрасно.Возможно, через пару месяцев о существовании ИИС и брокерских организаций мы будем только вспоминать, но по факту:
- ИИС от брокера к брокеру не получится (не получилось) перевести без каких-либо затрат (это не только деньги, но и ноги, нервы и время).
- Нужно быть готовым к тому, что переводимые активы в течение месяца (а в моем случае двух месяцев) окажутся заморожены. То есть, если вдруг рынок попрет вверх, не удастся зафиксировать прибыль (как у меня с Газпромом), а если вниз (как и произошло), не удастся вовремя зафиксировать убыток.
- «Специалисты» по брокерскому обслуживанию возможно хорошо знают свою работу, но они работают (или работали) в бэк-офисе, во фронт-офисе специалисты конечно теряются (это про Сбер). Да и вообще операция по перемещению ИИС между брокерами достаточно нетиповая. Ну а сейчас даже думать не хочется, что творится в банках.
Рассуждать о каком-то уровне сервисе, движении вперед и к лучшему сейчас уже не имеет смысла. Да, Сбер сильно вырос в качестве клиентского обслуживания, но на фоне конкурентов они по прежнему остаются на уровне старой сберкассы, которая неизменно предлагает купить заведомо неинтересный продукт (лотерейку, страховку, симкарту), как на почте: получил пенсию, купил макароны и консервы. Наверно, их это устраивает. Однако, как часть государства, Сбер и ВТБ возможно спасут, а вот что будет с остальными банками совсем непонятно.
В середине пути этой истории я очень надеялся, что в ближайшие 100 лет мне больше не придётся снова трогать свой ИИС, но скорее всего мне его вообще уже не удастся потрогать...
P.S. А сегодня, мой новый брокер прислал следующее сообщение. И похоже действительно, фондовый рынок для чахлых частных инвесторов закончился в России.
и полноценный квик установите.