1. Низкое качество. Никто не оспорит, что необязательные царская гимназия или Сталинская 10-летка против сегодняшней средней школы — это небо и земля, культурные люди и невежды.
В СССР до 1956 среднее образование тоже было платное. Не платили за детей только инвалиды и пенсионеры.
almassam.mypage.ru/histori/do_1956_goda_obuchenie_v_starshih_klasah_bilo_platnoe.html
2. Подрыв морали. Обязательность — она не только для неспособных учеников, но ещё больше — для учителей. Убейся, но «образуй» оболтуса. Фальшивые оценки разрушают души учителей и развращают учеников (единый фронт против ЕГЭ). Вот с чего начинается коррупция.
3. Растрата трудовых ресурсов. Это не только масса учителей, занятых пустым делом, но и недоросли, которым среднее образование и даром не нужно. И которые могли бы, научившись грамоте, освоить профессию и заняться полезным трудом.
Не обязательно всем быть электронщиками или операторами-технологами станков с ЧПУ. Пригодятся и маляры со штукатурами. От каждого — по способностям.
4. Расточение казны. Нет никаких данных, что тотальное отвлечение молодёжи от профориентации помогает экономике страны. Наоборот. Весь бизнес воет от нехватки «синих воротничков». Так пусть бизнес и поучаствует в подготовке нужных кадров.
5. Чтобы не упустить новых Ньютонов и Ломоносовых, совсем не нужно обязательное среднее образование. А ежели кто, пропустив возраст, спохватится, что его призвание в науке — есть вечерняя, заочная учёба, сдача экстерном. Для одарённых нет препятствий.
PS Каким же образом установилась эта вредная для всей страны тоталитарная обязательность?
Издержки демократии. Власть хочет понравиться обывателю и дарит ему «бесплатные» подарки. За его же, обывателя, счёт. При этом власть получает отличный шанс внедрять в массы нужную ей идеологию.
Так например, все школьники в США, вопреки фактам истории, убеждены, что Гражданская война 1861-65 гг (300 тыс убитых из 31 млн) началась за освобождение негров. Никто и не подозревает, что причина — высокие пошлины на импорт промтоваров и экспорт сырья для поддержки отсталой промышленности Севера. И стремление сырьевого Юга к свободе торговли с Англией.
В конце XVIII века апостол либерализма Адам Смит был против всеобщего избирательного права. Он справедливо полагал, что неимущие будут голосовать за законы в свою пользу против интересов имущих.
Изобретение СМИ позволило Большим Деньгам формировать общественное мнение в свою пользу. Обязательное среднее образование тоже вносит вклад в эту апологетику.
Для подражания богатым развитым странам?
Читай реальную историю. Южную Корею из отсталости в мировые лидеры вывело вовсе не всеобщее высшее образование.
Как всеобщее высшее образование вредит развитым странам — расскажу позже.
Сейчас Запад и сам начинает это осознавать.
Приехав из деревни на такой фабрике работать не получится.
Эта работа много проще упомянутой мною в статье работы электронщика или оператора-технолога станка с ЧПУ, для которой действительно нужна серьёзная профессиональная подготовка. Но тоже совсем не ВУЗовские знания инженера, конструирующего станки с ЧПУ.
И уж никогда талибы не затевали «войн за демократию» — главный лозунг арапских революций.
Каирский университет (100 000 студентов)
Ведущие частные университеты:
Религиозный характер университета Аль-Азхар требует, чтобы студенты получали исламское религиозное образование в дополнение к своей профессиональной и академической квалификации.
Эта основная квалификация — не богословие, но вполне мирские, в том числе технические и естественнонаучные, дисциплины.
Недовольство студентов Аль-Азхар правительством было вызвано не тем, что они не видели перспектив своим богословским познаниям, но отсутствием возможностей для применения основной, мирской квалификации.
Это трагедия всех «лишних людей» с ВУЗовскими дипломами. Не только исламски настроенных.