Блог им. gofan777
На днях представители компании Лента в лице финансового директора и директора по взаимодействию с инвесторами дали интервью Тимофею Мартынову в рамках Smartlabonline. На интервью была озвучена достаточно амбициозная цель: рост выручки до 1 трлн. рублей к 2025 году, что фактически подразумевает удвоение от текущих значений. Впрочем, компания и ранее заявляла о подобных планах в своих презентациях, но в текущих условиях многие пересматривают свои прежние таргеты, поэтому актуализировать стратегию было важно.
🟢 Что может помочь Ленте добиться поставленной цели?
✅ Компания готова вкладывать все свободные средства в развитие и отказаться на период роста от выплат дивидендов и обратного выкупа акций.
✅ Лента стремиться развиваться в разных форматах, не ограничивая себя чем-то одним. В процессе трансформации бизнеса используются практически все доступные инструменты: слияния и поглощения, органический рост, смена форматов, развитие онлайна, повышение эффективности уже имеющихся точек.
✅ Главным союзником компании в достижении цели может стать инфляция. Текущая выручка за последний год (TTM) составила 528 млрд. рублей. Если удастся достигнуть цифры в 1 трлн. к середине 2025 года, это означает 89,4% прироста за 3 года. В пересчете на годовой прирост получаем в среднем 23,7%, что не так уж много, учитывая фактор продуктовой инфляции. Другими словами, достичь цели можно просто повышая цены + постепенно открывая новые магазины, совершать переворот в секторе для этого совсем не обязательно.
✅ В прошлом году Лента поглотила Утконос, что позволило улучшить результаты онлайн сегмента (правда ценой снижения общей мвржинальности). Утконос работает в России еще с начала 2000-х, поэтому его инфраструктура и компетенции могут помочь Ленте усилить позиции в онлайне.
🔴 Что может помешать Ленте?
❌ Очень сильная зависимость от гипермаркетов. Так по итогам 2 квартала, 78% выручки пришлось на данный формат. Модель поведения покупателей в последние годы меняется: люди все меньше ходят в гипермаркеты, отдавая предпочтение магазинам у дома, а также онлайн-доставке. Лента всеми силами стремится трансформироваться, открывая магазины малого формата и развивая онлайн бизнес. Но роль гипермаркетов для компании все еще очень велика.
❌ Ключевой акционер Ленты — компания «Севергрупп» Алексея Мордашова, попавшего под санкции ЕС. Это может повлиять на стратегию развития. Если Мордашову понадобится дополнительная ликвидность, тогда Лента будет вынуждена сокращать расходы на развитие и может начать выплачивать большие дивиденды раньше срока по примеру МТС — АФК Система.
❌ Высокая конкуренция в секторе. Помимо традиционных лидеров, таких, как X5 #FIVE и Магнит #MGNT (не отягощенных гипермаркетами), активно развиваются маркетплейсы и сервисы доставки (#OZON, #SBER), конкурируя с классическим ритейлом, который вынужден подстраиваться и запускать собственные сервисы, которые на данный момент пока только снижают общую рентабельность.
🧐 Цель Ленты выглядит вполне достижимой. Но нужно понимать, что рост выручки — это далеко не все, что нужно инвестору. Важно будет показать на выходе более высокую эффективность, а получится ли это сделать, пока большой вопрос. С такой долей гипермаркетов, как сейчас, далеко не уедешь, это якорь, от которого та же X5 пытается избавиться последние несколько лет. Учитывая все ЗА и ПРОТИВ, на мой взгляд, трансформация Ленты может оказаться более долгой, чем предполагается.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией!
Следить за всеми моими обзорами в оперативном режиме: Telegram, Вконтакте, Дзен, Смартлаб
разогнать. Инсайд.