Блог им. FrankMedia
Аудитория инвестиционных мобильных приложений, резко сократившаяся в феврале, после начала специальной военной операции (СВО) России на территории Украины, так и не восстановилась к ноябрю, пишет РБК со ссылкой на данные исследовательской компании Mediascope, охватывающие период с ноября прошлого года по ноябрь этого.
Первые недели после начала СВО и последовавшим за ним санкционным витком произошел кратковременный прирост недельного и среднесуточного охвата приложений. Годовой пик пришелся на время с 28 февраля по 6 марта. За эту неделю количество россиян, хотя бы раз воспользовавшихся инвестиционными приложениями, достигло 5,6%. Неделей ранее – период начала СВО – этот показатель был на 0,2 процентных пункта (п.п.) меньше. При том до этого – с ноября прошлого года — недельный охват таких приложений ни разу не превышал 4,8%. После 7 марта охват сократился до 4,9%, а после 11 апреля находился в диапазоне 3,5–4%.
Кроме того, после начала СВО произошло и сокращение среднего времени, которые пользователи проводили в приложениях (это может объясняться остановкой торгов на российских торговых площадках: Мосбирже и СПБ бирже). С начала ноября 2021 года по конец февраля 2022 года этот показатель в среднем составлял 17 минут в сутки, на неделе с 28 февраля по 6 марта он упал почти в два раза — до 9 минут в сутки. Минимальные уровни в 7 минут были достигнуты на следующей неделе, с 7 по 13 марта.
После постепенного снятия ограничений на торговые операции на российских биржах показатель среднего времени стабилизовался. Впрочем, ему так и не удалось достичь уровней, предшествующих СВО, даже после 28 марта, когда Мосбиржа начала проводить торги почти в прежнем режиме. С начала апрель и по конец ноября среднее время, которое клиенты проводили в своих инвестиционных приложениях, в среднем составляло 13-14 минут в день.
Кто в России пользуется инвестприложениями
Mediascope также провел анализ портрета аудитории инвестиционных приложений. Его временной охват – осень этого года. В частности, исследование продемонстрировало, что в среднем хотя бы один раз в месяц в такие приложения заходят 6,8 млн россиян, или 6% населения страны старше 18 лет.
Активнее всего пользовались инвестприложениями жители двух столиц. Причем, на первом месте был Санкт-Петербург – здесь доля тех, кто их использует, составляла 9% от жителей города. Москва занимает второе место — 7,8% проживающих в городе граждан являлись пользователями инвестиционных приложений. В городах с населением свыше 700 тысяч человек этот показатель составляет 7,4%.
Мужчины являются абсолютным большинством пользователей инвестприложений — их доля составляет 73%. На работающих граждан приходится 78% пользователей. У 41% использующих инвестприоложения клиентов брокеров средний уровень дохода (могут позволить себе еду и одежду, но не дорогие вещи), у 36% — выше среднего (могут купить и дорогие вещи).
Активнее всего пользуются приложениями люди в возрасте от 35 до 44 лет (28%), на втором месте – возрастная категория в 25–34 года (24%), на третьем — от 45 до 54 лет (21%). Меньше всего пользователей инвестиционных приложений приходится на группу старше 65 лет (4%).
Какие инвестиционные приложения пользуются наибольшим спросом
Если до начала СВО месячный охват приложения «Сбербанк Инвестор» (учитываются объединенные данные и по «Сбербанк Инвестору», и по пришедшему ему на смену в мае прошлого году приложению «СберИнвестор X» — сейчас они работают параллельно) в среднем составлял 1%, то с мая по октябрь произошло сокращение до 0,8%, а в ноябре этот уровень опустился до 0,7%. У «ВТБ Мои инвестиции» в ноябре 2021 года средний охват составлял 1,4%, а в ноябре 2022-го — всего 0,6%.
Охват таких приложений как «Тинькофф Инвестиции» и «Альфа-Инвестиции» после февральских событий сохранился на прежних уровнях или вырос. В Mediascope стабильность охвата «Тинькофф Инвестиции» объясняют тем фактом, что в отношении головного банка в этом году не было введено ограничительных мер, а также с использованием его брокерских услуг и посещением социальной сети «Пульс». Как результат, и в ноябре прошлого года, и в ноябре этого охват «Тинькофф Инвестиции» составил 3,7%. (на протяжении 12 месяцев он колебался от 3,5% до 4,1%).
«Стабильность приложения «Альфа-Инвестиции», вероятно, отчасти связана с переводом иностранных бумаг клиентов ВТБ в Альфа-банк», — цитирует РБК Mediascope. С ноября прошлого года по ноябрь охват этого приложения вырос на 0,2 п.п., до 0,7% (пик был в марте 2022 года – 1%).
Подписывайся на наш Telegram-канал Frank Media Invest