После решения о введении ценового эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты, перевозимые морским путем, Запад ищет замену российскому топливу. Как пишет Bloomberg, важнейшим фактором в этом процессе могут стать поставки топлива из Китая.
По данным Vortexa Ltd., в прошлом году ЕС импортировал около 220 млн баррелей дизельного топлива из России. Заменить такой объем российского топлива сложно, но возможно, пишет агентство. В 2021 году более половины всех морских перевозок в ЕС и Великобританию, где ввели ограничения на импорт российского топлива, приходилось на Россию, однако к декабрю доля упала примерно до 40%, отчасти благодаря увеличению поставок из Саудовской Аравии и Индии.
Как пишет Bloomberg, самым очевидным новым источником поставок топлива в Евросоюз и Великобританию являются страны Ближнего Востока, экспорт также увеличивают США. Но самым важным потенциальным поставщиком топлива на мировые рынки может оказаться Китай. Напрямую в Европу экспортируется лишь часть дизельного топлива из КНР, однако, отмечает Bloomberg, косвенно рост экспорта из Китая серьезно влияет на ситуацию. За счет увеличения поставок в другие регионы на мировом рынке высвобождаются объемы топлива от других поставщиков, которые потенциально могут быть поставлены в Европу.
Процесс перераспределения глобальных потоков экспорта топлива уже идет. Как отмечает агентство, отгрузка дизельного топлива из Китая в декабре достигла самого высокого уровня как минимум с 2016 года. Квота на экспорт топлива из КНР на 2023 год увеличилась почти на 50% по сравнению с тем же периодом годом ранее. Директор по исследованиям Wood Mackenzie Ltd. Марк Уильямс оценивает потенциальный объем экспорта дизельного топлива из Китая в первом полугодии от 400 тыс. до 600 тыс. барр. в день. Это примерно столько же, сколько ЕС и Великобритания могут потерять из-за ограничения морских поставок топлива из России.