В 2022 году российские верфи сократили количество сданных кораблей и судов на 20%. Разбираемся, что изменилось и как это повлияет на крупнейшие проекты.
🔵 Каких судов стало меньше
В категории более 50 тонн объем сданного флота составил 70 единиц — на 18 единиц меньше, чем в 2021 году. Также построено 35 малых судов и катеров тоннажем менее 50 тонн. Это в 2,6 раза меньше, чем построили в 2021 году, — 91 единицы.
В гражданском судостроении сдано 55 судов — на 6 единиц меньше уровня 2021 года. В военном и специальном судостроении сдано в два раза меньше кораблей и подводных лодок, чем в 2021 году, — 15 единиц.
🔵 Работа на объем, а не на количество
Несмотря на снижение флота в единицах, общий тоннаж сданных крупных и средних судов вырос на 55% — до 514 тыс. тонн, в том числе в гражданском судостроении — на 80%, до 452 тыс. тонн.
Более половины сданного тоннажа пришлось на танкерный флот. Это напрямую связано со сдачей ССК Звезда двух танкеров Aframax для
Совкомфлота и Роснефтефлота. Тоннажность каждого судна составила 136,7 тыс. тонн. Благодаря этому Звезда вышла на первое место в рейтинге верфей по совокупному тоннажу сданных судов. Однако по стоимости компания заняла лишь второе место после Объединенной судостроительной корпорации.
🔵 Проблемы отрасли
Несмотря на большое количество заказов на крупнотоннажные судна на верфи Звезды, их выполнение зависит от поставок оборудования от южнокорейских партнеров и наличия кадров. Поставки оборудования прекратились в июле 2022 года, и из-за совокупности факторов существует немалый риск срыва всей программы строительства транспортного флота для работ на Северном морском пути.
🔵 Есть ли угроза для нефтегазовых проектов
В 2022 году судостроительная отрасль в условиях внешнеторговых ограничений столкнулась с необходимостью
перепроектирования судов на отечественное или импортное из дружественных стран оборудование. В 2023 году заказчикам будут переданы суда, для которых ключевое оборудования было закуплено до весны 2022 года. Наиболее сложным с точки зрения сдачи судов может стать 2024 год.
Вполне вероятны переносы сроков сдачи в том числе по причине перепроектирования. Такая ситуация может затронуть крупнейшие компании на рынке —
Роснефть,
НОВАТЭК и
Газпром.