Блог им. Realter

Ванхун-экономика и фатальная ошибка Озона.

Ванхун-экономика и фатальная ошибка Озона.

Текст был написан несколько дней назад, чтобы отметить Озон за развитие сервиса вертикальных видео “Моменты”. Увы, вышла новость что с 1 февраля Озон закрывает “Моменты”, которые смотрели 15% пользователей маркетплейса. Фатальная ошибка.

Почему? Давайте разберемся.

Итак, что же такое ванхун-экономика и как на ней зарабатывают миллиарды?

Телемагазин или “магазин на диване” набрал большую популярность в США в 1980-е годы. Приятные ведущие лучились от счастья, когда показывали функционал обычных бытовых предметов с якобы необычными функциями. Чудо терки, пароварки, домашние тренажеры и многое-многое другое хорошо продавалось телезрителям — скучающим домохозяйкам. “Заказывайте прямо сейчас по специальной цене, со скидкой!”

Развитие социальных сетей вывело продажи на новый уровень. Вдруг оказалось, что популярный блогер или инфлюенсер может очень неплохо продавать. В принципе, никакого феномена тут не было. На первый взгляд. Ведь популярные спортсмены, актеры или музыканты издавно подписывали контракты на рекламу с солидными брендами. Бренды как массовые вроде Адидас, Найк, так и дорогие — Луи Витон, Гуччи итд. Круг селебрити был узок, попасть в него человеку с улицы было почти невозможно.

Но развитие некой социальной сети с фотками привело к тому, что стать популярным блогером мог почти любой. Поначалу, бренды просто растерялись. Как так? Что с этим делать? Раньше победительница какого-нибудь Фитнес Бикини, т.е. профессиональная спортсменка, заключала контракты с ведущими производителями спортивного питания, витаминов, специальной одежды и прочего инвентаря. На продажи работало имя (победитель того и этого), специальные фото (выполненные на пике формы), известность в профессиональной среде. Главный упор — на глянец, т.е. на журналы. Именно так заработал свои первые сотни тысяч долларов Арнольд Шварценеггер — еще до карьеры в кино. А теперь есть некая девушка, из тех кто живет по соседству, занимается фитнесом, худеет, меняет фигуру. Обычный человек, а не профи на фарме. И вот, у нее более миллиона подписчиков, контракты. А небольшая контора по спорт.питу, которая с ней начинала работать — превратилась в концерн.

После 2015 года технический прогресс еще больше ускорился. Мобильные операторы увеличивали скорость, покрытие и доступность интернета. Производители смартфонов тоже не отставали — высокое качество съемки видеороликов стало доступно и на аппаратах в массовом сегменте — за $150-200.

Уже в 2017 в Китае появились первые фабрики блогеров-продавцов со своей специализаций — стримами. Задача у блогера одна — продавать товары. Блогер показывает товар, зачастую на себе, рассказывает про его плюсы. Тут же, во время прямого эфира, можно сделать заказ. Таких блогеров в Китае — более 12 миллионов.

За 2022 объем продаж через таких стримеров превысил 180 млрд долларов. Прогноз на 2023 год — рост в несколько раз.

А теперь про лидеров.

Austin Li (он же Li Jiaqi, он же «Король губной помады»). 30-и летний блогер с 60 млн подписчиков на Taobao. Главный рекорд — Li Jiaqi за 12-и часовый стрим на китайский праздник “День холостяков” продал помады на 1.7 млрд долларов. 250 млн зрителей наблюдало за этим стримом.

Ванхун-экономика и фатальная ошибка Озона.

Второе место у Viya (Хуанг Вэй), которая за 14-часовой стрим продала на $1,25 млрд. 

 Ванхун-экономика и фатальная ошибка Озона.  Стримеры-продавцы работают из специальных офисов, из магазинов, коворкингов и даже на улице. Каждый год приходят новые желащие попробовать себя в стримах, но это рынок с очень сильной конкуренцией.

Фишку с вертикальными видео в 2022 году подхватил и Озон. Смотреть ролик можно только на смартфоне, из приложения Озона.

В ролик можно было вставлять ссылки на разные товары, прямо или косвенно связанные с видео. Предполагалось, что это ускорит продажу товара. В октябре подключили монетизацию, причем двойную — от количества просмотров и процент от проданных товаров, заказанных по ссылкам. Необходимо было выполнить два условия — минимум 10 видео, от 5000 просмотров всех видео.


Ванхун-экономика и фатальная ошибка Озона.

Перспективы направления — огромные. Уверен, что дошли бы и до популярных стримов с продажами, появились бы свои звезды и в целом повторили бы опыт Китая. С учетом российской специфики, конечно.

Увы, с 01 февраля Озон закрывает «Моменты»

Как думаете, почему?

Еще больше полезного и интересного тут:
t.me/mosstart



11 комментариев
Годно ...

Для бизнеса пойдет

Завтра уберут… Послезавтра вернут


У озона оптимизация, там есть свои нюансы
avatar
Nicolasgfk, убрать, вернуть — это не так просто. 
Режут косты, думаю.
Подсчитали-прослезились, очередная итерация.
Сейчас, похоже, мм надо показывать хоть какую-то положительную динамику по прибыли/убытку, это важнее, чем долгосрочное развитие.
Дюша Метелкин, похоже — да, торопятся показать прибыль или отсутствие убытков.
китайцы всё превращают в commodities 😁😁😁😁
пойду гуглить что такое Моменты
Николай Помещенко, жестко нацелены на бизнес в условиях чудовищной конкуренции. Растолкать локтями более миллиарда конкурентов очень непросто
Маркиз Лафайет, китайцы? но у них даже основы нет — гарантий частной собственности.
это больше похоже на спорт в СССР, который был единственной возможностью для простого человека вырваться из болота
Николай Помещенко, там идея такая — негласный общественный договор. «Не лезь в политику и прочую гражданскую активность. Взамен свобода экономической деятельности, иногда поддержка, растущая экономика и возможность разбогатеть»
Маркиз Лафайет, в обмен на «не лезь в политику» всегда только пайка и теплушка
 Вот какой комент написал на этот пост Озон (на другом ресурсе):
«Здравствуйте. В прошлом году мы запустили достаточно смелый эксперимент — проект “Моменты”, решили проверить, как эффективно будут работать тренды азиатского e-commerce в России. Действительно, с 1 февраля таб Моментов исчезнет из приложения Ozon для покупателей, а селлеры больше не смогут размещать свой контент. Но продолжим развивать самые эффективные видеопродукты. Также мы сохраним для них возможность проводить лайв-стримы, потому что этот продукт пользуется большой популярностью и постоянно получает очень хорошую обратную связь»
озон резко режет косты и снимает с себя ответственность
главная цель — выйти в прибыль любой ценой, о последствиях не думают

avatar

теги блога Маркиз Лафайет

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн