Вчерась, г-н Белоусов в очередной раз припугнул рынок озвучив планы чуточку нахлобучить бизнес разовым добровольным сбором. Даже упомянул, мол мировая практика, windfall tax все дела.
Немного истории. Windfall income tax (вольный перевод: налог на случайные сверхдоходы) — действительно встречающаяся в мире практика. Правда, под этим термином скрываются два довольно сильно различающихся по сути налога. Оба, впрочем, актуальны для России.
Но конечно увеличение ручного управления — тревожный знак. В 1997-м году, пришедшие к власти в Великобритании лейбористы решили переиграть 18-летнее наследие консерваторов. В частности, пересмотреть итоги приватизации (знакомо звучит, не правда ли)? Под раздачу попали компании, приватизированные в период с 1984 по 1996 год: телекомы, железные дороги, аэропорты, энергетики. Лейбористы считали, что цена продажи была занижена, а значит — плоте нологе. К слову, своя правда в этом тоже имеется: например British Telecom, приватизированная еще в 1984-м уже
за первые 100 дней выросла относительно бенчмарка на 50+%. Более подробно можно посмотреть например в
этой работе.
Механизм расчета налогов выглядел довольно справедливо: посчитали что «правильная» капитализация должна быть такова, чтобы усредненный за 4 года мультипликатор P/E=9. Излишек (разницу между «правильной» капитализацией и реальной — той по которой продавали) обложили налогом в 23%. Разумеется, была и будет дискуссия о том насколько справедливо н
аказывать компанию, а не первичного покупателя. Впрочем, простоту в администрировании налога предпочли более справедливым методам определения бенефициаров дешевой приватизации.
Однако, чаще всего, под этим налогом имеют в виду несколько иное: когда компания (отрасль)
получает сверхдоходы, государство хочет взять побольше, нежели привычный налог на прибыль. Конкретно под таким названием, он по-видимому впервые был введен в 1980-м году администрацией Картера в США. Пострадали тогда нефтяники, пожинавшие плоды нефтяного кризиса и высоких цен. Однако налог применялся и раньше: например еще в первую мировую, когда прибыли бенефициаров (сталеваров и пороховиков) войны: US Steel, DuPont скакнули в более чем в
десять раз, их попросили поделиться. Из каждого доллара, собранного на войну, 40 центов было получено благодаря этому налогу. Данный налог вводят и в наше время: чаще всего страдают энергетические компании. Оно и понятно: сектор весьма велик — так что собирать есть что, а цены порой достаточно волатильны так что присутствуют и времена сверхдоходов.
Кого же могут нахлобучить в России? Источник РБК
сообщал что под прицелом угольная отрасль, металлурги, фармацевты, а также производители удобрений. Но хочется вначале пройтись более широким взглядом: кто потенциально может попасть в список.
Первым на ум приходит
Газпром. Все-таки национальное достояние, да и сверхдоходы в принципе были. Однако, его еще в том году нахлобучили через разовый добровольный платеж кратно увеличенного НДПИ. Как раз на сумму невылаченных дивидендов.
Новатек, а также
нефтяники в принципе тоже могут попасть под раздачу.
АЛРОСА в принципе тоже потенциальный претендент, однако им и так выписали дополнительный НДПИ. Не очень понятна ситуация с
ИнтерРАО — все-таки экспорт электроэнергии у них сильно просел.
Фармацевты кажутся мне сомнительной историей (много не взять), а вот
угольщики, металлурги и химики походу получат свою таксу в 200 ярдов на всех. Прикинем кому какой счет могут выписать.
Сразу оговорюсь, что это довольно грубые оценки; кроме того, моё (или Ваше) мнение о справедливости распределения может сильно отличаться от мнения Правительства.
Итак, угольная отрасль — пожалуй главный бенефициар (в абсолютном выражении сверхдоходов). При экспорте более 200 млн т (за 19й год было 217 млн т)
доп цена в $100/т даст
~$20 ярдов сверхприбылей.
В 2021 году Россия экспортировала в общей сложности 37,6 млн т удобрений (14,5 млн азотных, 11,9 млн калийных, 11,2 млн сложных). Экспортные квоты
на полгода (с 1 декабря 2021 по 31 мая 2022 года) были таковы: не более 5,9 млн тонн, для сложных — 5,35 млн тонн. Условно 33 млн т удобрений при доп цене $300/т даст
~$10 ярдов сверхприбылей. К слову, если смотреть за 21-й год, до «допдоходы» черных металлургов (ММК, СевСталь, НЛМК) тоже порядка
~$10 ярдов.
Исходя из этого, угольщиков может ждать общий счет на 100+ ярдов. Металлургов и химиков где-то на 50-70 ярдов. Каждому! Ну, в смысле каждой отрасли. У
черных металлургов чуть проще:
15-25 ярдов на брата.
НЛМК скорее побольше,
ММК скорее поменьше. С химиками дела сложнее: много и непубличных компаний. Напомню распределение экспортных квот:
размер квот на экспорт азотных удобрений за весь период их действия для «ФосАгро» составит 808,6 тыс. тонн, для «Акрона» — 987,2 тыс. тонн, для «ЕвроХима» — 1,53 млн тонн, для «Уралхима» — 738,5 млн тонн.
Объем квот на экспорт сложных удобрений для «ФосАгро» составит 1,81 млн тонн, для «ЕвроХима» — 811 тыс. тонн, для «Акрона» — 766,1 тыс. тонн, для «Уралхима» — 571,6 тыс. тонн
Фосагро с Акроном условно половину бремени получат. Например так: Фосагро побольше
15-18 ярдов, Акрон — поменьше
12-15 ярдов.
P.S. К слову, химики могут заявить: мол мы ответственный бизнес. Цены на удобрения внутри страны зафиксировали, пожалейте нас. В сталях, вроде потом тоже схожий механизм ввели. Но тут конечно надо внутреннюю кухню знать дабы точнее прогнозировать.