Блог им. DimaPushkin
Вышел отчет OZON по итогам 2022 года. Основные моменты указаны в таблице.
Ещё летом прошлого года от менеджмента компании было заявлено две важных цели: сохранить высокие темпы роста, и улучшить рентабельность (выйти в плюс в течение года по EBITDA).
Компания уже три квартала подряд придерживается этих целей. Товарооборот вырос на 86% до 832 млрд рублей, количество заказов удвоилось, количество клиентов выросло почти на 10 млн человек. Выросла частотность заказов и количество продавцов - последних стало 232 тысячи (рост в 2,5 раза!). С тезисом, что компания сохранила высокие темпы роста, трудно поспорить.
Рентабельность также уверенно идёт вверх. Способность компании контролировать свои затраты вызывала беспокойство в начале 2022 года, но в течение года OZON доказал обратное. Если за 2022 год до положительной EBITDA немного не дотянули, то последние 3 квартала этот показатель положительный, и растет от квартала к кварталу. Отношение операционных расходов к обороту в 2022 году сократилось с 53% до 39%, а в 4-ом квартале составило 33%. В 2023 год компания стремится сохранить эту тенденцию.
Конвертируемые облигации
Одна из главных тем 2022 года — конвертируемые облигации. Вопрос с ними также успешно решён: все регуляторы дали разрешение на реструктуризацию, и выплаты по 94% обязательств компания совершила. Ликвидности компании хватило, на балансе на конец 2022 года было 90,5 млрд рублей (1,3 млрд долларов).
Что еще интересного в отчете?
Важное достижение компании — это рост сервисной выручки Маркетплейса. Эти доходы уже уверенно выше собственных продаж.
Исключаем собственные продажи, и видим воодушевляющий график:
Рекламные доходы выросли почти на 180%, и в 4-ом квартале, и за весь 2022 год. Темпы роста этих доходов были высокими на протяжении всего года. Про рекламу на Озоне была информация, что её покупали даже те продавцы, которые на платформе не присутствовали — это вполне себе знак эффективности.
Нельзя не отметить и стартовавшее в 2022 году финтех-направление. Выручка за 1-ый год работы составила 1 млрд рублей. Картой уже воспользовались 16 млн клиентов, но потенциал роста выходит за рамки платформы OZON, так как расплачиваться картой можно и в других магазинах. Это будет генерировать дополнительные доходы для компании.
OZON идёт полным ходом к полной операционной безубыточности, при этом сохраняя высокие темпы роста. А инвестиции 2021 года, к которым был определенный скепсис в моменте, оказались оправданы, так как позволили компании практически удвоить бизнес в 2022 году.
Ждем дальнейшего улучшения рентабельности и высоких темпов роста. На мой взгляд, депозитарные расписки OZON однозначно стоят того, чтобы подумать над их включением в инвестиционный портфель.
Не могу не вспомнить также, что OZON — это один из же первых эмитентов, который вышел на связь с акционерами — это первый Смартлайбонлайн после 24 февраля. За это точно можно их похвалить, потому что коммуникацию c инвесторами сохранили далеко не все.