Не будем останавливаться на описании компании и чем она занимается, расскажем лишь о последних трендах в отрасли электротранспорта в России, и как Лукойл может стать её главным бенефициаром.
Электротранспорт в РФ в последниегоды
Полноценное развитие EV (electric vehicle) в России началось с появления электробусов на улицах Москвы в 2018 году. С тех пор Правительство Москвы решило полностью заменить троллейбусы и автобусы на электробусы, чей парк
увеличился за последние 4 года более, чем в 5 раз: с 200 до 1050 машин, а до конца 2023 года Москва планирует
удвоить количество электробусов, закупив еще 1,2 тыс. машин. Помимо этого, электробусы
закупят по разным данным ещё от 9 до 13 регионов, что также увеличивает внимание к электротранспорту среди населения. Как и прежде, главным производителем электробусов остается Камаз, чьи акции за год выросли более, чем в 2 раза (кстати,
обзор Камаза мы делали еще в 2020 году).
В свою очередь, растет и количество самих электромобилей в России. На начало мая 2023 года количество регистраций легковых электромобилей составляло 17,5 тыс.
штук, при этом в 1 квартале 2023 года был
зафиксирован рост продаж электромобилей на 95% г/г, а за июнь 2023
было продано более 1 тыс. электромобилей, что в 6,6 раз больше в сравнении с июнем 2022 года. В то же время, по данным
Statista, мировой рынок электромобилей будет расти с CAGR 8,9% до 17,07 млн штук к 2027 году. Таким образом, российский рынок EV всё ещё остается достаточно маленьким в сравнении с другими странами (в США, например, в настоящий момент зарегистрировано более 1,7 млн электромобилей), но уже показывает значительные темпы роста.
Причем же тут Лукойл?
Для развития электротранспорта нужна соответствующая инфраструктура, а именно зарядные станции, и, на наш взгляд, Лукойл является кандидатом №1 для её построения.
Во-первых, напомним, что в прошлом году Лукойл приобрел Энел Россия (ныне ЭЛ5-Энерго), расширив свои возможности в области экспертизы электрогенерации (у Лукойла до этого было в портфеле несколько ТЭЦ). Более того, Энел успела построить две ВЭС — Азовскую и Кольскую, по сути в двух регионах с абсолютно разными климатическими условиями. Стоит также отметить, что ВЭС не требует больших капиталовложений, сырья для выработки электричества, большого количества персонала и тд в сравнении с классическими электростанциями, что позволяет строить ВЭС практически в любом месте, где есть обильные потоки воздушных масс.
Во-вторых, Лукойл владеет крупнейшей сетью АЗС в России: после приобретения 411 заправок Shell, которые переименовала в Teboil, и 90 заправок столичной сети Eka по официальным данным количество АЗС Лукойла выросло до 2969 азс, что превышает сеть Роснефти, состоящей из 2876 шт.
Таким образом, Лукойл имеет крупнейшую сеть АЗС в России вкупе с опытом строительства ВЭС в разных климатических зонах и генерации электроэнергии. Это позволит компании как быстро переоборудовать свою сеть АЗС и занять значительную долю рынка, так и решить проблемы с поставкой электричества в отдаленные районы на автомобильных трассах. Стоит также отметить, что до ухода из России Энел успела представить мини-зарядные станции для легковых электромобилей, что также указывает на наличие опыта создания подобного рода инфраструктуры.
Стоит запустить некую «утку» о том, что электробус создаёт некие проблемы не только для водителей, но и для пассажиров, то сразу же в одно мгновение найдутся люди, которые будут призывать за устранение электротранспорта на городских улицах.