Блог им. DimaPushkin
Этот пост философский. В нём хотелось бы порассуждать, на какие показатели нужно обращать внимание при анализе быстрорастущих компаний.
Главная неопределённость при анализе — такие эмитенты редко показывают прибыль в период активного роста, а может и вовсе генерируют убыток на стадии становления и захвата рынка. Из-за этого инвестиционный кейс часто опирается на прогнозные значения.
Примеры подобных компаний на нашем рынке: Яндекс, OZON, VK, Позитив, CIAN.
Для начала рассмотрим самую частую ошибку — “компания дорогая, потому что мультипликатор высокий”.
Здесь придется более детально рассмотреть, что же означают эти ваши мультипликаторы.
Самый распространенный — P/E. Рассчитывается как отношение цены акций к прибыли на акцию или капитализация компании (сумма выпущенных акций умноженная на цену), деленная на прибыль компании за год. Более простая интерпретация P/E — за сколько лет компания окупается.
Главная проблема этого мультипликатора — он не показывает возможное изменение показателя прибыли в будущем и служит зеркалом заднего вида.
Абстрактный пример, где у компании Х растет прибыль, но она в моменте кажется дорогой, потому что стоит 15 годовых прибылей:
Примерно такая же интерпретация с мультипликатором EV/EBITDA.
Здесь есть отличный пример — OZON, EBITDA удваивается и не через год, а каждый квартал.
Текущий EV/EBITDA = 26
Но он постепенно опускается сперва до “нормальных” значений, а затем и вовсе может оказаться, что компания стоит дёшево. Прогнозы давать не будем, но представим, что если 8 млрд квартальной EBITDA удвоится даже не через квартал, а через 2, то уже через полгода EV/EBITDA становится 6,5.
Здесь мы приходим к главному показателю для компаний роста — это, собственно, темпы роста.
Вторая распространённая ошибка восприятия, когда компания кажется дорогой — это когда внутри есть много разных бизнесов. Один может быть суперприбыльным, генерировать сотню миллиардов рублей прибыли, а второй, напротив, убыточным, и перекрывать эту прибыль.
Здесь, пожалуй, самый понятный пример — Яндекс.
Внутри есть несколько стабильных бизнесов, которые генерируют денежный поток — это Поиск и Такси. При этом есть маркетплейс, который растёт на сотни процентов.
Поисковик зарабатывает 41 млрд EBITDA в квартал, при этом консолидированная EBITDA Яндекса всего 24 млрд рублей.
По консолидированной EBITDA мультипликатор EV/EBITDA за последние 12 месяцев около 13 — это кажется дорого. При этом, если посчитать только Поисковик, он становится 6,4. В данном случае, когда мы считаем только консолидированный показатель, мы говорим, что остальные бизнесы Яндекса имеют отрицательную стоимость, а это не так.
Так куда смотреть?
Нужно смотреть на бизнес. Как он растет, есть ли у него возможность для дальнейшего роста. Даже если у компании убыток, нужно смотреть на причину убытка, и способна ли она из него выйти.
Снова разберём на примере OZON:
Озон стоит почти 500 млрд рублей, при этом чистой прибыли у компании нет. Почему инвесторы так высоко оценивают компанию? Ответ лежит на поверхности — высокие темпы роста.
OZON работает на конкурентном рынке. В 1-ом квартале товарооборот вырос на 71%. Прогноз менеджмента на весь 2023 год также +70%. Чтобы сохранять такие темпы роста, нужны инвестиции наперед
Что такое инвестиции OZON? Это склады, фулфилмент-центры, IT-решения. Все это десятки миллиардов рублей, при этом инфраструктуру невозможно загрузить на 100% мгновенно, это длительный процесс. Это видно на примере 2021 года, когда количество площадей утроили:
Без учета one-off убытков по пожару, операционная прибыль на 1 заказ выглядит так:
Это не рост выручки ради роста выручки. Озон неплохо работает с Юнит-экономикой, снижая затраты на 1 заказ. В первом квартале компания отчиталась об их снижении со 187 до 87 рублей. При этом кол-во заказов растет под сотню процентов (+93% в 1-ом квартале). Так и работает “эффект масштаба”.
Также внутри OZON есть разные направления бизнеса. Общая выручка выросла в 1-ом квартале на 47%. Внутри есть собственная розница (купил дешево — продал чуть дороже на своей же платформе). Отдельно динамика выручки розницы выглядит так:
В 1-ом квартале к прошлому году роста вообще нет.
Но этот низкий темп роста собственной розницы маскирует бриллиант в виде сервисных доходов. Они в 1-ом квартале к прошлому году выросли на 120%.
Вот и выходит, что главная часть маркетплейса выросла на 100%+, но многим покажется, что OZON сбавляет темпы роста. Уже почти классический пример из западных компания — Тесла. “О нет, Тесла уже 10 лет убыточная, скоро банкротство”.
“Как может компания делать в 10 раз меньше автомобилей чем Ford и стоить дороже”?
График прибыли в тот момент (одни убытки):
Капитализация также выросла в 20 раз:
В завершении хотел бы продублировать тезисы:
👉 Если нет прибыли в текущем периоде — это не значит, что бизнес-модель компании не работает или неоптимальна;
👉 Хороший бизнес с высокой рентабельностью может прятаться за быстрорастущим и пока нерентабельным сегментом;
👉 Всегда надо обращать на темпы роста показателей.
Быстрорастущие компании могут из-за высоких инвестиций иметь низкую или вообще отрицательную рентабельность. Это жертва для роста. Когда фаза роста пройдет — инфраструктура загрузится, и акционер получит свою прибыль, которая может быть на порядок выше той, которую он хотел здесь и сейчас.
отчасти согласен...
там проще все… в разы… ты не тот параметр смотришь...
1) Отсутствие внятной конкуренции
2) Падение в разы и последние два года => восстановительный рост.
Пример Тесла хорош и показателен. В 2021 г компания стоила 400 на ожиданиях, а 2023 — не может и до 300 доковылять.
А основная причина в том, что Тесла не победит на высоконкурентном рынке. Она ни Майкрософт, и не Эппл. Не став монополистом, ты не можешь начать зарабатывать прибыль.
Отсюда вывод — из компаний роста нужно вовремя свалить. Понять, когда компания потеряла перспективу.
Например, завершается СВО и сюда возвращается Инстаграмм, монетизацию Ютуб, и прочий Гугл. — Все в этот момент можно распродавать перспективную братию Яндекса, ОЗОНа, и Вк