Фото WHOOSH
Всем привет в этом чате. Сегодня читаю годовой отчёт компании из сектора «Транспорт» -- ПАО «ВУШ Холдинг», известный пользователям как WHOOSH. Компания предоставляет сервис по прокату самокатов и по масштабу пока что является, пожалуй, стартапом. Здесь нет какой-то вертикальной интеграции в собственные производства или инфраструктурных проектов, всё внимание компания уделяет работе своего сервиса. Поэтому разделить бизнес модель на какие-то сегменты проблематично — просто рассмотрим работу WHOOSH и его масштабы. Самокаты компании — лишь видимая верхушка айсберга, WHOOSH -- яркий пример подхода «данные — новая нефть» в хорошем смысле. Грамотная аналитика данных, как мне показалось, и определяет львиную долю эффективности сервиса.
Kick sharing. Вообще в России давние традиции кикшеринга, конечно
Для инвесторов, которые, как и я, предпочитают такси самокатам, потому что:
… поясню как это работает с точки зрения клиента. Для начала нужно подготовиться — скачать на телефон приложение компании, зарегистрироваться и привязать банковскую карту для оплаты. Дальше вы смотрите на карту в приложении, находите там удобный самокат, бронируете, и направляетесь к нему. Сканируете приложением QR на руле самоката, и собственно ехайте, куда запланировали. Завершить поездку следует у одного из знаков Р на карте в приложении — там будет парковочка, аналогичная той, откуда вы брали самокаты. После завершения поездки, приложение списывает деньги. Тарифы поминутные. Базовая стоимость минуты, как говорит компания,
5₽/минута. Цена меняется в зависимости от текущего спроса — 3 ₽/мин. в ранние утренние часы и 7-11 ₽/мин. в пиковые нагрузки. Кстати, что это? А это как раз работа с данными, народ. Есть ещё подписка со всякими льготными условиями, для пользующихся регулярно.
На 31 декабря 2022 года в приложении WHOOSH было зарегистрировано
12 млн пользователей, которые за год совершили
55,5 млн поездок. Такая статистика говорит нам, что в среднем пользователь совершает около 5 поездок в год — раз в месяц по сути, ведь самокатами пользуются в тёплое время года. Получается, что основной режим поездок сейчас — «покатаемся на выходных». Сам WHOOSH утверждает, что
83% поездок совершается по «транспортному сценарию», то есть самокат используют как альтернативу общественному транспорту, такси и автомобилям. На мой сомневающийся взгляд при средней частоте 5 поездок в год это не отменяет развлекательного характера пользования (я так-то и на трамвае могу прокатиться во время рекреационных прогулок, это не значит, что я по делам ехал). Если вам не нравится такая моя трактовка среднего показателя, то есть у меня для вас вот такая: кто-то, конечно, ежедневно ездит на работу и совершает 100 поездок в год, но это значит, что рядом стоит толпа пользователей, которая зарегистрировалась и не ездит совсем, такие дела.
На конец 2022 г. сервис WHOOSH предоставляется в
40 городах в России, Белоруссии и Казахстане (а в 2021 их было ещё только
25, и только в России), а общий парк самокатов составляет
82 тыс. штук. В апреле 2023 г. количество городов присутствия выросло до
50, а парк самокатов до
133 тыс. штук.
География сервиса. Источник: Годовой отчёт ПАО «ВУШ Холдинг» 2022
На рынке кикшеринга России WHOOSH является лидером с долей поездок
51%, при этом доля самокатов компании в общем парке составляет только
39%. То есть лидерство компании по числу поездок объясняется не тем, что у неё больше всех самокатов, а ещё и тем, что её чаще предпочитают, чем других операторов кикшеринга. Возможно дело в ценовой политике — при доле в поездках 51%, доля в общей выручке кикшеринга в России составляет
48%, то есть ненамного, но самокаты WHOOSH в среднем дешевле своих конкурентов.
Основу парка на сегодня (
47% самокатов) составляет модель компании Ninebot-Segway, которая по утверждению WHOOSH собирается в России:
Источник: Годовой отчёт ПАО «ВУШ Холдинг» 2022
На 2024-2025 гг. компания анонсировала введение в эксплуатацию самокатов собственной разработки и российского производства, то есть планы по вертикальной интеграции у WHOOSH таки имеются:
Источник: Годовой отчёт ПАО «ВУШ Холдинг» 2022
Бизнес-модель WHOOSH является примером компании эпохи четвёртой промышленной революции. В этой философской концепции выделяют следующие четыре промышленные революции: паровая механизация, электрификация, компьютеризация, интернет вещей.
Общая логика бизнес-процесса эпохи 4 промышленной революции выглядит так: сбор данных -> аналитика данных -> принятие управленческих решений. Затем повторить.
Как же всё это работает? Для реализации сервиса компания самостоятельно создала необходимую IT-экосистему: создала собственный IoT-модуль (тот самый интернет вещей) для самокатов модели Xiaomi Mijia M365, разработала шеринговую платформу Whoosh, пользовательское приложение для iOS и Android, приложения для полевых и сервисных команд.
IoT-модуль — основа сбора данных WHOOSH. Каждый самокат снабжён барометром, датчиком освещенности, акселерометром, гироскопом, магнитометром, спутниковой навигацией, ультразвуковым дальнометром, и датчиком качества воздуха. Данные с этих датчиков самокат отправляет для обработки в технологическую платформу, где формируется его цифровой двойник. Здесь же эти данные анализируются вместе с д
анными из сторонних источников: о домохозяйствах и городских точках интереса, социально-демографическими данными, погодными данными. Таким образом выявляются различные паттерны и закономерности, на основе которых принимаются операционные решения.
В качестве примера, WHOOSH представляет в своём отчёте слайд, как визуализируются данные для принятия решения о перераспределения самокатов по городу. Сервисные специалисты перемещают самокаты по городу так, чтобы вот эти карты удовлетворяли управляющих специалистов:
Источник: Годовой отчёт ПАО «ВУШ Холдинг» 2022
WHOOSH осуществляет около
20 тыс. операций в день по обслуживанию самокатов — на основе данных о их пробеге или времени нахождения в городе и
40 тыс. замен батарей. Нормально организовать такое количество операций без качественного сбора данных и аналитики нереально — у вас не получится бизнес, если вы будете ежедневно забирать с улиц 40 тыс. самокатов, чтобы проверить их заряд — самокат сам должен присылать вам данные о своём состоянии. За счёт IoT доля самокатов, ожидающих обслуживания или замены батареи составляет
~21% ежедневно. Без сбора данных это значение было бы близко к 50% (40 тыс. от парка 80 тыс.) — сервис должен ехать к самокату ещё до того, как он будет непригоден для использования, предиктивная аналитика, ага.
На основе данных о пешеходном траффике WHOOSH создал
1192 зоны медленной езды — здесь самокаты сами снижают скорость, как бы вы их не пришпоривали.
Михалыч обслуживает самокат для твоих покатушек. Фото WHOOSH
Финансовые показатели
Структура формирования операционной прибыли:
Источник: Годовой отчёт ПАО «ВУШ Холдинг» 2022
Вся эта деятельность привела к следующим финансовым результатам 2022 года
Источник: Годовой отчёт ПАО «ВУШ Холдинг» 2022
WHOOSH в 2022 ввёл показатель скорректированной чистой прибыли из-за опционной программы поощрения менеджмента, на которую заложено
575 млн руб или
4,7% акционерного капитала. Будущие дивиденды будут рассчитываться исходя из показателя скорректированной чистой прибыли.
Дивидендная политика компании принята в 2022 г. и предусматривает дивидендные выплаты в размере
50% скорректированной чистой прибыли при показателе Чистый долг/EBITDA
<1,5;
25% скорректированной чистой прибыли при
1,5-2,5; отказ от дивидендов при более высоком показателе. По итогам 2022 года Чистый долг/EBITDA составил
1,14, но дивидендов объявлено не было — всё-таки пока это растущий стартап, дивиденды будут как-нибудь потом.
Все данные взяты из
Годового отчёта 2022 ПАО «ВУШ Холдинг», если не указано иное.
— На штрафах?
Цен 3-5 рублей за минуту давно нет, или может в каких-то мелких городах. Сейчас 6р и выше.
И тут окажется что долг в несколько раз больше ебитды и компания банкрот