Блог им. EggsInBaskets
✔️Лето 2023-сезон корпоративной отчетности российских компаний. В связи с восстановлением экономической конъюнктуры (реорганизация логистических цепочек, рост потребительского спроса и активности, «поворот на восток»), компании зачастую отчитывались лучше ожиданий, что подогревало рост фондового рынка.
💡Изучив финансовые показатели компаний из разных секторов, заметил следующую тенденцию, о которой мало кто говорит (по крайней мере я не замечал):
❗️Рост выручки подавляющего большинства компаний из ритейла, здравоохранения, девелопмента происходит главным образом за счет региональной экспансии❗️
✔️Первый раз обратил на это внимание полтора месяца назад, когда изучал динамику цен на квартиры на вторичном рынке: Оказалось, что цены на вторичку в московской области росли быстрее, чем в Москве в 4 раза. То же самое, за исключением южных курортных регионов, где рынок недвижимости давно перегрет (цена за кв^2 в Сочи одна из самых высоких в мире): в Сибири, Поволжье, Дальнем Востоке темпы роста цен во многих случаях превышали московские, что само по себе парадоксально.
📊Если взять только те компании, отчеты которых я обозревал в канале, то во всех без исключениях случаях прослеживается фактор регионов: как драйвер роста и как опережающий Москву по динамике роста финансовых показателей.
🔍Разберем конкретные примеры:
Мать и дитя:
выручка региональных госпиталей увеличилась год-к-году в регионах на 14%, в Москве на 6%. Более чем двукратная разница. В случае с выручкой по амбулаторным клиникам-четырехкратная: 22% против 6%. Также, компания в отчете напрямую заявляет о важности региональных «активов»: в нем говорится, что развитие идет во многом за счет успешного функционирования запущенных клиник в отдельно взятых городах.
Самолет:
В недавнем отчете представители компания практически напрямую заявляют о корреляции развития компания в плане наращивания масштаба и доли рынка за счет регионов:
В первом полугодии 2023 года мы наращивали масштаб девелоперского бизнес за счет запуска новых проектов МКД в Московском регионе и за его пределами и развития направления ИЖС, в рамках которого стартовали продажи в первом ИЖС-кластере «Дмитров Дом».
X5 и Лента:
два отчета решил объединить в одну выжимку, потому что насколько хорошо дела идут у первых, настолько стагнируют вторые, и во многом, опять же, сыграл свою роль региональный фактор: Процентное увеличение выручки форматов дискаунтеров и маленьких магазинов «у дома» значительно опережает гипермаркеты и прочие форматы.
Мне не удалось найти точные данные по разбросу магазинов продуктового ритейла в регионах и Москве, но определенная тенденция видна отчетливо:
Х5, будучи лидером в своей отрасли по темпам развития, является лидером по внедрению дикаунтеров (Чижик), а данный формат в первую очередь связан с региональной экспансией. Во-вторых, идет активная покупка региональных мелких сетей. Например, покупка «Виктории»-Калининград и область, опять же.
⁉️О чем свидетельствует данная тенденция и как инвесторам извлечь из нее выгоду⁉️
По мере того, как регионы «бустят» выручку крупных компаний, нужно смотреть на степень экспансии компании в новые регионы и учитывать это при принятии инвестиционных решений. Учитывая экономические сложности и конкуренцию в определенные сферах, есть ощущение, что федералы продолжат заходить в регионы, выдавливая локальные сети и компанию, которые зачастую работают в минус, не выдерживая конкуренцию с крупными компаниями по разным причинам (демпинг, налаженная логистика, свободные средства).
По мере наличия геополитических угроз и прочих проблем, спасение малого бизнеса и антимонопольное регулирование уходит на второй план.
✅Вывод:
Компании, которые активнее заходят в регионы и выдавливают локальных конкурентов, при прочих равных, дадут лучшие финансовые результаты в среднесрок и, как следствие, доходность акций среди конкурентов в своих отраслях будет выше.
Мой тг-канал: t.me/EggsInBaskets