rss

Профиль компании

Финансовые компании

Блог компании Норникель | Как менялась цена на палладий

🔍Динамика цен на палладий с начала 2022 г. демонстрировала значительную волатильность. Если еще в марте на фоне нарастания опасений из-за геополитического кризиса цена на металл взлетела до абсолютного исторического максимума в 3,177 долл. США/тр. унцию., то уже к концу года опустилась ниже психологической отметки в 2,000 $/унц. С начала текущего года цена на металл просела примерно на 30% до 1,200 $/унц. – минимального значения с 2017 г.

Из факторов, повлиявших на падение цены металла, мы выделяем слабую конъюнктуру авторынка Китая, США и Западной Европы, распродажу потребительских запасов в первую очередь автопроизводителями и производителями каталитических систем, спекулятивных действий (закрытие длинных и/или открытие коротких позиций), а также ухудшающиеся прогнозы по денежно-кредитной политике в Европе и США.

🔹Насколько текущие ценовые уровни комфортны для производителей и устойчивы в среднесрочной перспективе

Стремительное падение цен на палладий привело к тому, что североамериканские проекты по добыче платиноидов, отличающиеся высокой себестоимостью добычи и относительно высоким содержанием палладия в корзине МПГ, стали нерентабельны на текущих ценовых уровнях и оказались под угрозой закрытия в среднесрочной перспективе.

Маржинальность южноафриканских проектов в последние годы была поддержана высокой ценой на родий, которая, вслед за палладием, также претерпела значительную коррекцию. Однако, стремительная девальвация южноафриканского ранда, вызванная укрепляющимся долларом и высокой инфляцией в ЮАР, смягчит эффект снижения цен на МПГ для местных добывающих компаний в краткосрочной перспективе. Это приводит к тому, что угроза закрытия убыточных проектов в ЮАР менее острая, хотя на отдельных «старых» проектах могут быть запущены программы оптимизации расходов.

🔹Насколько вероятна замена палладия

Автомобильная отрасль, на которую приходится более 80% потребления палладия, медленно восстанавливается после потрясений, связанных с пандемией COVID-19 и перебоями в цепочке поставок в 2020—2021 годах. Ожидается, что рынок автомобилей с ДВС (двигателями внутреннего сгорания) по итогам 2023 г. не превысит до-пандемийные уровни (76 млн в 2023 г. vs. 87 млн в 2019 г.). Темпы восстановления ограничиваются не только производственными проблемами, ростом рыночной доли электромобилей где применяется никель, но и замедлением темпов мирового экономического роста и удорожания кредитов. В свою очередь, сокращение разницы в цене между палладием и платиной, введение новых экологических требований снижают аппетит к изменению структуры использования МПГ в автокатализаторах в ближайшем будущем.

🔹Прогноз по рынку палладия

Мы сохраняем осторожно положительный прогноз на текущий год. Рынок сохранит умеренный дефицит. Риски со стороны предложения, такие как проблемы с электроснабжением в ЮАР (вторая страна производитель после России), более низкое производство из вторичных источников, а также окончание процесса оптимизации запасов металла потребителями во 2 полугодии 2023 года, создают поддержку для рынка.

Как менялась цена на палладий
Как менялась цена на палладий
Как менялась цена на палладий




★4
16 комментариев
Проблема не в авторынке, а в узкой специализации применения. Углеводороды нужны всем. Автомобилист ты или пешеход. От мала до велика. 24/7. Без разделения на пол и вероисповедание. Всемирный уравнитель. 
 Тут ведь ещё одна проблема возникла — никому не светит зависимость от редкоземельных элементов. Литий, а потом Китай реально всех напугали. Так что все будут искать дешевых решений. Общераспространённых.  

avatar
11 11, добрый вечер! Рекомендуем к ознакомлению наш пост на тему применения палладия О палладии — в деталях (smart-lab.ru) 
avatar
Nornickel, так там даже отметился. Т.е. спасибо, видел. Я эту пургу слышу уже много лет… Про перспективные направления. Это ни о чём. Получаете по ходу дела. И слава богу. Вкладываться туда нельзя. Это железно. 
 Боитесь не успеть? Если это понадобится — успеете. Что толку было бы если бы вы успели к литию? Мы с вами об этом спорили. Будет рост цен? Будет. Но потом. 
avatar
цена просела потому, что РФ вместо эмбарго к США (равно как и по обог. урану, заместить который США не могут), радостно экпортирует рекордные объёмы. Прим.- тезис о риске потери рынков — известная глупость. И никакого пополнения бюджета от этого нет, это тоже лживый тезис. Есть только личное обогащение отдельных групп граждан.
Валерий Потапов, подскажите, пожалуйста, на каких аргументах строится Ваш экспертный комментарий? 
avatar
на очевидных всем, кроме вас, фактах. Сколько валютной выручки возвращено и обращено в незамещённый импорт в теч. 22-23гг? нисколько, торговый профицит до сих пор не стал торговым дефицитом, доллары так и продолжают лежать на заблокированных корсчетах, и даже с незаблокированных предидент указом разрешил не возвращать. Аргумент о невозможности замещения росс. урана придуман не мной, а многочисленными публикациями об этом в США и ЕС, в которых более 1/3 АЭС работают на российском уране.  Что касается доли валютной выручки от норникелевского палладия в российсом бюджете, также можете её посмотреть — относительно бюджета она ничтожна. Поэтому не требуйте от меня доказательств того, что известно всем, интернет и новостные ленты у вас перед глазами, и я никогда не оправдываюсь перед любителями требовать пруфы.
Да, действительно, мировые продажи автомобилей ещё не вернулись к уровню 2019 года. Но, во-первых, рост на 10,3% за 8 месяцев 2023 (https://motor.ru/news/carmarket-18-09-2023.htm) у меня язык не поворачивается назвать «слабой конъюнктурой авторынка Китая, США и Западной Европы». Ваш собственный график по июнь подтверждает этот рост. И этот рост не был исключительно за счет электромобилей (см. Ваш 2023П выше). Во-вторых, несмотря на падение продаж автомобилей в 2020-2022гг., цены на палладий были существенно выше уровней 2019 года и ранее, значит, корреляция с этим фактором отрицательная.

А в третьих, если Вы всё-таки настаиваете на влиянии авторынка на ценообразование палладия, как Вы прокомментируете это (avg US new car price):


Но это все мелочи, объяснить задним числом можно что угодно. А какой у Вас прогноз цен на палладий в среднесрочной перспективе? Например, BofA’s palladium price forecast for 2025 saw the precious metal trading at $1,564 and falling to $1,497/oz in 2026. Это очень слабо, на мой «экспертный» взгляд.

P.S. Жаль, что Вы не ответили на мой комментарий о стратегическом маркетинге. Это требует немалых вложений, но, видимо, для Ваших мажоритариев это не приоритет.
avatar
Антон Шаронов, 

мы объясняем динамику прежде всего 2022 г. и речь идет о ДВС. Слабость рынка заметна видна в 2021-2022 г., в особенности, если сравнивать с ожидаемыми прогнозами (!), что публиковались в начале каждого года.

В 1П 2023 г +9% г-к-г, при этом мы отметили существование рисков замедления во 2П 2023 г. Если они не реализуются, это будет иметь позитивный эффект. Причина просадки цены в 2023 г.  - рост спекулятивных позиции и дестокинг автопроизводителей (см. слайды).

А как связана стоимость авто и цена палладия? Если кратко, очевидные причины удорожания автомобилей также отражены на слайде 2.

ps если не ответили, значит еще вернемся. у нас нет практики игнорировать сообщения, если вопрос задан по делу. 

avatar
Nornickel, не в качестве критики, а как предложения по улучшению.

Я очень внимательно читаю ваши публикации, т.к. формирую собственную оценку инвестиционной привлекательности компаний. Рад, что вы повернулись лицом к частным инвесторам. Как вы уже поняли, здесь обитают различные персонажи, которые пишут очень разнообразные комментарии, но во многих из них можно увидеть рациональное зерно. А можно не увидеть.

Если вы перечитаете свой текст, то заметите, что фраза про «слабость» авторынка идет после предложения про обвал цен с начала текущего года. Думаю многие, как и я, решили, что это и есть одно из объяснений текущего падения.
Я только сейчас заметил, что слайд про авторынок взят из презентации результатов за 2022 год. Спасибо, что проделали ретроспективное упражнение по анализу динамики цен с начала 2022 года (хотя мне, как инвестору, больше интересно текущее падение и дальнейший прогноз).

Что показал этот анализ (мое «экспертное» мнение):
1. Анализ спроса и предложения, запасов, динамики авторынка в текущих реалиях бесполезен. Эти слайды можно выкинуть, а тех, кто их создавал, направить на более полезную работу. Ибо всем правят спекулянты. Это и есть основная причина дикой волатильности (а иначе откуда такое падение на дефицитном рынке?). Очень напоминает рынок нефти, где против волатильности восстала ОПЕК (и несколько раз наказала спекулянтов). А у вас как в анекдоте про Наполеона, которого не поприветствовали салютом.
2. Как следствие, Компания не способна прогнозировать цену реализации в каком-то допустимом приближении. При том, что цена вопроса порядка 5 млрд $ выручки в год.
3. Осознав это, что делает компания для снижения волатильности? Или статус-кво всех устраивает? Не хотелось бы, чтобы единственной контрмерой было снижение себестоимости благодаря курсовому эффекту. 

Стоимость авто и цена палладия практически никак не связаны, но если вы внимательно прочитаете указанные на слайде причины подорожания автомобилей, то у рядового человека возникнет справедливый вопрос — почему нарушение цепочек поставок полупроводников и дефицит авто у дилеров вызывает рост цен, а нарушение цепочек поставок и дефицит на рынке палладия (согласно вашим оценкам начала этого года) вызывает падение, причем в 3 раза (!)? Видимо, дестокинг.

В общем, все, что написано выше можете воспринимать как придирки человека, который готовил материалы для СД в нескольких крупных компаниях и предвидел «неудобные» вопросы от членов комитета по стратегии.

И всё же хотелось бы увидеть актуальные прогнозы менеджмента.
avatar
Антон Шаронов, 

По основным тезисам

  • Мы всегда были открыты к рынку. Рады, что появились платформы для взаимодействия с розничной аудиторией, которая проявила к нам интерес
  • Первый абзац посвящен именно пояснению падения цены с пиковых значений
  • Слайд взят из презентации за 1П 2023 г  — дата публикации август 2023 г (не 2022 г. как вы пишете) nornickel.ru/upload/iblock/d38/u1cxc5msscnlzoxld32tkhaf3vl469e3/finansovye_rezultaty_po_msfo_za_1_polugodie_2023_g.pdf слайд 16-17. На слайдах у нас приведены данные за 6М 2023 г., в том числе некоторые прогнозные значения. 
  • Темы для заметок мы формируем исходя из запроса аудитории. К нам поступало много вопросов с просьбой прокомментировать (в том числе на эфирах), что стало причиной падения цены с исторических максимумов. Более детальную аналитику мы предоставляем в наших больших сырьевых отчетах, что выходят два раза в год https://www.nornickel.ru/investors/reports-and-results/commodity-research/ это дополнительно к пресс-релизам и презентациям. С этого года делаем еще и подробный обзор отчета (выходил подскаст)
  • Мы не раскрываем собственные прогнозные значения цен (если Вы читаете наши публикации мы писали об этом), но всегда подчёркиваем консерватизм в оценке.
  • Про динамику цен на автомобили, стоит пообщаться с автопроизводителями и дилерами на эту тему. Причины, обозначенные на слайде, повлияли в том числе.  
  • Вы неверно интерпретируете нашу аналитику, прошу еще раз ознакомиться с отчетами и уже делать выводы

avatar
Nornickel, ваша «экспертная аналитика» о взаимосвязи с авторынком притянута за уши и основана на домыслах. А моя о падении цены из-за чрезмерного экспорта — на факте. Например, что экспорт палладия в Китай увеличился в начале года в 8.5 раз (РБК по данным китайской таможни), а по итогам 22г на 43% (в деньгах на 23% — заметьте, не на 43). Т.е. чем больше экспортировали, тем больше падала цена, и это и есть верный признак затоваривания рынка. Т.е. при сокращении экспорта вдвое (сохранении дефицита) можно было сохранить и цены 22г и получить ту же выручку за меньшее количество. А так выходит, что половину от увеличения экпорта просто подарили покупателям, поставили даром как премию. Что касается поставок в США, то объёмы в деньгах за 23г равны объёмам 22г, но т.к. цена обвалилась, то физический объём наоборот вырос (и равная выручка получена за увеличенный физический объём). Давайте ещё больше увеличите экспорт, и цена упадёт ещё сильнее. А при перепроизводстве платины можно вообще обрушить себе все рынки и работать в минус.
Валерий Потапов, мировая цена и поставки в Китай не связаны. Причина просадки цены — рост спекулятивных позиции и дестокинг автопроизводителей (см. слайды)
avatar
Nornickel, вы остались в меньшинстве со своими слайдами. Моё мнение в обсуждениях поддержано 8-ю плюсами, а у вас — ни одного. Кроме того, мировая цена на заокеанских биржах прямо не связана с китайской ценой только в сиюминутном ценообразовании, но безусловно оказывает давление.  Аналогичная ситуация кстати была с нефтью, экспортируемой в Китай и Индию, которые буквально выкручивали руки, требуя скидок до уровня назначенного американского «потолка» и подразумевая, что продавцу не до принципов, и лишь бы продать товар на пределе рентабельности. Как говорится «торг здесь неуместен»
Nornickel, 
 На слайдах у нас приведены данные за 6М 2023 г., в том числе некоторые прогнозные значения. Прошу не путать

Да, действительно, я ошибся. Я писал про «слайд про авторынок», это третий слайд в вашей публикации. Мы ведь обсуждали «слабость» авторынка, несмотря на его рост в 1П2023. Так вот, правая часть этого слайда (прогноз авторынка) — это информация со слайда 25 презентации результатов 2022 года (я, кстати, не писал про дату публикации, очевидно, что результаты года публикуются в первом квартале следующего) Презентация PowerPoint (nornickel.ru)
Более детальную аналитику мы предоставляем в наших больших сырьевых отчетах, что выходят два раза в год https://www.nornickel.ru/investors/reports-and-results/commodity-research/ это дополнительно к пресс-релизам и презентациям.
Спасибо, ознакомился и вспомнил один важный, на мой взгляд, факт.
В 2022 году LLPM приостановил действие статуса Good Delivery для российских аффинажных заводов.

Прошу уточнить, правильно ли я понимаю, что теперь значительная доля российских PGMs продается с дисконтом относительно рыночных индикативов, т.к. теперь нужен посредник, который сделает переаффинаж в «Good Delivery»?
Про динамику цен на автомобили – рядовому потребителю стоит пообщаться с автопроизводителями и дилерами на эту тему. Причины, обозначенные на слайде, повлияли в том числе.  
Я не писал, что указанные вами причины не повлияли на рынок автомобилей.
Я писал о том, что тенденции на рынке автомобилей (его динамика и прочее) никак не влияют на ценообразование палладия и 2022 и 2023 год это подтверждают. Эта парадигма больше не работает.
avatar

теги блога Nornickel

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн