Блог им. MihailVlasenko
В первые годы Второй мировой войны пилотов бомбардировщиков часто называли «живыми мертвецами» — дело в том, что их самолеты были очень медленными и уязвимыми, поэтому при встрече с вражеским истребителем у них практически не было шансов.
С этой проблемой столкнулись все воющие стороны, и американские ВВС тут не стали исключением — они решили изучить, какие части самолета получают больше всего повреждений, чтобы затем укрепить их.
Военные внимательно рассмотрели вернувшиеся с задания бомбардировщики и обнаружили, что чаще всего вражеским огнем были поражены крылья, стабилизаторы и фюзеляж, а меньше всего пробоин приходилось на двигатели, топливную систему и кабину пилота.
Однако укрепление этих слабых мест не дало желаемого результата — живучесть боевых машин ни капли не увеличилась. Стоит отдать военным должное — после своей неудачи они обратились к команде математиков, которую возглавлял Абрахам Вальд.
Он сразу же нашел ошибку — если самолет сумел вернуться с такими повреждениями, то они не являются критическими, а значит укреплять нужно те части корпуса, которые остались целыми. Интуитивно это кажется неправильным, но задумка Вальда сработала — после укрепления кабины и двигателей живучесть бомбардировщиков заметно выросла.
Уже после окончания войны инженеры смогли изучить сбитые самолеты — оказалось, что у них были повреждены именно те места, о которых и говорил Абрахам Вальд. После таких повреждений боевая машина просто не могла вернуться на базу — у нее либо вытекало топливо, либо заклинивало двигатель, либо погибал пилот.
Американские военные столкнулись с ошибкой выжившего — всю свою статистическую информацию они собирали с вернувшихся самолетов, не обладая при этом данными о сбитых машинах.
Ту же самую ошибку мы наблюдаем и в сфере финансов и инвестиций — мы зачитываемся биографиями миллиардеров или изучаем опыт успешных компаний, пытаясь повторить их достижения. К сожалению, это мало кому удается, потому что ни один из победителей не может поделиться с нами настоящей формулой успеха.
Этим вопросом в свое время занимался известный психолог Даниэль Канеман, и вот к каким выводам он пришел:
«Идиотское решение, которое приводит к благоприятным последствиям, при дальнейшей оценке событий кажется нам блестящим. Прежде, чем попытаться повторить чей-то успех, следует проследить его путь с самого начала и спросить себя, можно ли было заранее предсказать последствия принятых им решений.
Чаще всего эти будущие победители действовали вслепую в окружении полного хаоса. Если собрать всех успешных людей и посмотреть, что их всех объединяет, единственно правильным ответом будет удача».
Зачитываясь историями успеха, мы уподобляемся американским военным, которые изучали только те самолеты, что смогли вернуться на базу — наш взгляд на мир становится чрезвычайно предвзятым, ведь мы вычеркиваем из него сотни тысяч неудачников, которые многому могли бы нас научить.
Именно люди, столкнувшиеся с серьезными трудностями и не сумевшие их преодолеть, обладают самой ценной для нас информацией. Вместо вдохновляющих пословиц они могли бы написать, чего делать нельзя и чего следует опасаться… но таких книг мы не увидим, потому что о провалах никто не пишет.
Такая однобокость заражает наш мозг ошибкой выжившего — нам кажется, что добиться успеха намного проще, чем это есть на самом деле. Стоит лишь выполнить «десять простых шагов», начиная с раннего подъема и заканчивая позитивным мышлением, и миллионы практически у нас в кармане.
Однако формула успеха выглядит несколько сложнее — она состоит из большого количества неудач, от которых нужно суметь увернуться. А если этого все же не удалось, то нужно суметь подняться и продолжить свой путь — и в какой-то момент удача обязательно вам улыбнется :)
*****
Еще больше историй о финансах и рынке вы найдете на канале Финансовый Механизм
И после второго. И дальше, пока не придет успех.
для этого есть конструкторы.
Вопрос в толщине брони и общем весе самолета.