Блог им. MihailVlasenko

Коварная ошибка выжившего

В первые годы Второй мировой войны пилотов бомбардировщиков часто называли «живыми мертвецами» — дело в том, что их самолеты были очень медленными и уязвимыми, поэтому при встрече с вражеским истребителем у них практически не было шансов.

С этой проблемой столкнулись все воющие стороны, и американские ВВС тут не стали исключением — они решили изучить, какие части самолета получают больше всего повреждений, чтобы затем укрепить их.

Коварная ошибка выжившего
Военные внимательно рассмотрели вернувшиеся с задания бомбардировщики и обнаружили, что чаще всего вражеским огнем были поражены крылья, стабилизаторы и фюзеляж, а меньше всего пробоин приходилось на двигатели, топливную систему и кабину пилота.

Однако укрепление этих слабых мест не дало желаемого результата — живучесть боевых машин ни капли не увеличилась. Стоит отдать военным должное — после своей неудачи они обратились к команде математиков, которую возглавлял Абрахам Вальд.

Он сразу же нашел ошибку — если самолет сумел вернуться с такими повреждениями, то они не являются критическими, а значит укреплять нужно те части корпуса, которые остались целыми. Интуитивно это кажется неправильным, но задумка Вальда сработала — после укрепления кабины и двигателей живучесть бомбардировщиков заметно выросла.

Уже после окончания войны инженеры смогли изучить сбитые самолеты — оказалось, что у них были повреждены именно те места, о которых и говорил Абрахам Вальд. После таких повреждений боевая машина просто не могла вернуться на базу — у нее либо вытекало топливо, либо заклинивало двигатель, либо погибал пилот.

Американские военные столкнулись с ошибкой выжившего — всю свою статистическую информацию они собирали с вернувшихся самолетов, не обладая при этом данными о сбитых машинах.

Ту же самую ошибку мы наблюдаем и в сфере финансов и инвестиций — мы зачитываемся биографиями миллиардеров или изучаем опыт успешных компаний, пытаясь повторить их достижения. К сожалению, это мало кому удается, потому что ни один из победителей не может поделиться с нами настоящей формулой успеха.

Этим вопросом в свое время занимался известный психолог Даниэль Канеман, и вот к каким выводам он пришел:

«Идиотское решение, которое приводит к благоприятным последствиям, при дальнейшей оценке событий кажется нам блестящим. Прежде, чем попытаться повторить чей-то успех, следует проследить его путь с самого начала и спросить себя, можно ли было заранее предсказать последствия принятых им решений.

Чаще всего эти будущие победители действовали вслепую в окружении полного хаоса. Если собрать всех успешных людей и посмотреть, что их всех объединяет, единственно правильным ответом будет удача».

Зачитываясь историями успеха, мы уподобляемся американским военным, которые изучали только те самолеты, что смогли вернуться на базу — наш взгляд на мир становится чрезвычайно предвзятым, ведь мы вычеркиваем из него сотни тысяч неудачников, которые многому могли бы нас научить.

Именно люди, столкнувшиеся с серьезными трудностями и не сумевшие их преодолеть, обладают самой ценной для нас информацией. Вместо вдохновляющих пословиц они могли бы написать, чего делать нельзя и чего следует опасаться… но таких книг мы не увидим, потому что о провалах никто не пишет.

Такая однобокость заражает наш мозг ошибкой выжившего — нам кажется, что добиться успеха намного проще, чем это есть на самом деле. Стоит лишь выполнить «десять простых шагов», начиная с раннего подъема и заканчивая позитивным мышлением, и миллионы практически у нас в кармане.

Однако формула успеха выглядит несколько сложнее — она состоит из большого количества неудач, от которых нужно суметь увернуться. А если этого все же не удалось, то нужно суметь подняться и продолжить свой путь — и в какой-то момент удача обязательно вам улыбнется :)

*****

Еще больше историй о финансах и рынке вы найдете на канале Финансовый Механизм

★4
19 комментариев
Из серии берём сливную систему и делаем наоборот вот и весь Грааль. Но на деле все портит комиссия или ещё что-то и получвюаем очередную сливалку)
Главком Главком, противоположность обратного не равно обратности противоположного.
avatar
Главком Главком, берём сливную систему и делаем наоборот вот и весь Грааль.
Не покупаем акции МММ, а идем работать на завод- вот и весь грааль!  Работаем как все, бухаем после смены и ждем выхода на пенсию. Если повезет, то можно дожить до пенсии и жить не работая, как мечтают молодые горе инвесторы тунеядцы.
Про самолеты баян, но аналогия понравилась. Изучайте не то что нужно делать, а то что делать не нужно. По поводу инверсии системы, напоминает анекдот про генерала, которому докладывают что вероятность попадания ракеты в самолет 30%, на что отвечает — тогда стреляйте мимо.
avatar
Блин, да сколько ж можно рассказывать эту лубочную историю старательным копипастом…
avatar
Liberalism, не все копипастеры знают, что мы это знаем, кроме того, нарождаются новые копипастеры, которые, видимо, берут эти истории из какой-то базы копипаста)
avatar
Хороший акцент на том, что попыток подняться может быть и не одна, и не стоит отступаться после первого же факапа.
И после второго. И дальше, пока не придет успех.
avatar
А я вспоминаю трейдера с элиттрейдерс который с помощью своей ТСки(кошка и миска) год всех удивлял. Трейдеры следили за ним, верили в гения. Как говориться: 5 сделок — может быть случайностью, а сотни и тысячи сделок это уже закономерность, дар, одаренность, IQ1000! Но тут все забывают, что среди тысячи сделок не всё в плюс подряд. Лишь спустя год когда ТСка «сломалась» и трейдер раскрыл секрет своей ТС с кошкой, оказалось что кошка просто выбирала миску long чаще чем short, а фьючерс ES рос весь год. Вот и всё объяснение… С другой стороны приятно когда тебя считают гением, одаренным математиком, умником 
avatar
Чувак завел здесь акк неделю назад, решил поумничать и запостил такоооой пыльный баян, публиковавшийся здесь десятки раз, что сразу вызвал рвотный рефлекс
avatar
Dangerous Assumption, скоро сипи сделает новый максимум, увидем от вас очередной пост про топ порванных медведей-вангователей?
avatar
Ray Badman, у меня уже давным-давно пропал интерес это здесь делать. Странно даже, что ранее такая мотивация была. С чего бы?
avatar
Логика такая же неверная, как и у военных до обращения к математикам.
Олег Василевский, не дело военных укреплять самолеты,
для этого есть конструкторы.
avatar
Очень странно писать такую статью и не вставить классическую картинку:



avatar
А разве не очевидно без дополнительных исследований, что попадание в двигатетель и его повреждение это капец для самолета?
avatar
Hix, а ты думаешь двигатель не был защищен?
Вопрос в толщине брони и общем весе самолета.
avatar
Могу предположить, что пиндосы реально изучали пробоины на выживших самолетах. Но то, что они стали укреплять именно эти места не верю.   
avatar
Байка из склепа.
avatar
Книга хорошая, статья тоже как пример ошибки выжившего. Автору плюс
avatar

теги блога CyberWish

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн