11 января 2024 14:30
Динамика поступления доходов и финансирования расходов в течение января-декабря 2023 года свидетельствует об исполнении федерального бюджета в соответствии с целевыми параметрами структурного баланса, утвержденным в законе о бюджете (№ 466-ФЗ от 5 декабря 2022).
По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в 2023 году составил 29 123 млрд рублей, что на 4,7% выше объема поступления доходов за 2022 год. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов – как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом – наблюдается устойчивая положительная динамика.
● Ненефтегазовые доходы федерального бюджета
составили 20 301 млрд рублей и увеличились на 25,0% г/г. Динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) остается в устойчиво положительной области – в том числе к уровню 2021 года (как менее подверженному статистическим эффектам базы).
Объем ненефтегазовых доходов по итогам 2023 года превысил параметры, заложенные при формировании закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022 года), более чем на 3,1 трлн руб. (18,1%).
● Нефтегазовые доходы составили
8 822 млрд рублей, значимо превысив их базовый размер (8 трлн рублей в год). Дополнительные нефтегазовые доходы составили по итогам года 822 млрд рублей. Общее снижение нефтегазовых доходов на 23,9% г/г к 2022 году связано с высокой базой сравнения предыдущего года, снижением котировок цен на нефть марки Юралс в начале года, снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа.
Накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры и использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.
По предварительной оценке, объем
расходов федерального бюджета за 2023 год составил
32 364 млрд рублей, превысив показатели предыдущего года на 4,0% г/г.
В целом, в 2023 году объем расходов федерального бюджета исполнен исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466‑ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов (в соответствии с нормами «бюджетного правила»). Это обеспечило стабильность первичного структурного дефицита на уровне параметров закона о бюджете (№466-ФЗ).
minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38819-predvaritelnaya_otsenka_ispolneniya_federalnogo_byudzheta_za_2023_god