Блог им. Dolgosrok
Добрый день!
Мы бы хотели немного разнообразить формат поста про характеристики эмитентов. В частности, карточка со сводкой некоторых показателей останется, но в самом тексте снизим уровень формальности и добавим немного собственного мнения по эмитентам.
Дебютное размещение стартапа
29 января прошло размещение дебютного выпуска Мой самокат, БО-01 объёмом 160 млн. руб. Цифры выпуска следующие:
· Дата погашения – 12.01.2026
· Купонный период – 1 месяц
· Ставка купона – 20%
· Организатор – ИК Финам
Сразу бросается в глаза ставка – 20% на 2 года. Казалось бы неплохо для эмитента с рейтингом … Стоп, а рейтинга ведь нет. Почему? Давайте разбираться, что за компания и насколько оправдано соотношение риск/доходность.
ООО «Мой Самокат» основано в апреле 2020 г. Компания оказывала услуги аренды электровелосипедов для курьеров и домашних тренажеров, бытовой техники и игровых приставок для ФЛ под брендом «Мой девайс». На фоне локдауна компания сменила бизнес-модель в сторону первого сегмента – рост потребностей сектора быстрой доставки. Subscription based бизнес достаточно прозрачный в этом плане, но из 21 локации компания напрямую ведет деятельность лишь в Москве – остальные города через франчайзи.
Судя по дебиторам, основным клиентом является СберМаркет, ДЗ которого составляет около 25%.
Самое интересное, что это один из немногих стартапов (Seed/Round A) на облигационном рынке. В декабре 2021 года компания привлекла $1.9 млн. от TMT Investments, AngelsDeck, Fores Ventures, Kontinuum и сооснователя Hoff – Михаила Кучмента. Еще тогда были глобальные планы по запуску сервиса по услугам микромобильности в Нью-Йорке. Собственно говоря, план реализовали – в феврале 2022 года запустили Whizz. Интересно, как сейчас идет бизнес и какую конкуренцию составляет более крупному игроку – Zoomo, который уже привлек более $80 млн.
Спустя год Pre-IPO фонд ВИМ Инвестиции приобрел контрольную долю, то есть в проекте остались фаундеры и финансовый инвестор. Доля Pre-IPO фонда составляет ~90 на текущий момент.
Масштабная история роста
По планам в среднесрочной перспективы (’24-’26) у компании амбициозные цели:
· Рост выручки до 5+ млрд. руб.
· Рост EBITDA до 3.2 млрд. руб. (62% EBITDA margin)
· Увеличение парка техники до 45 тыс. устройств (8x прирост)
В 2027 году компания планирует занять 40% рынка при выручке 9.0 млрд. руб. и расширить парк до 69.5 тыс. ед. (неплохо, да?). Только вопрос о каком рынке в 36 млрд. руб. идет речь, при условии, что в отчете Б1 прогноз по всему кикшерингу составляет 98 млрд. руб. в 2026 году.
Бизнес-модель
Фактически, это тот же самый кикшеринг, что и у Urent, Яндекс.Самокат и Whoosh. Но есть одно большое «НО». Гибкость модели для клиента. В случае с известными вам компаниями вы можете подобрать самокат, где угодно, доехать из точки А до точки Б, бросить самокат и пойти дальше, заплатив символические x рублей. С моделью эмитента так не получится: вы оплачивается более длительную подписку, согласовываете доставку, последующий возврат при окончании срока подписки, а также получаете дополнительно проблему в виде необходимости хранения этого устройства где-либо. Гипотетически, компания могла бы сдавать в аренду флот крупным игрокам, которые спустя пару дней окупали бы месячную подписку и остальное списывали в резервы на утрату/порчу устройства. Соответственно, либо вы каждый день передвигаетесь на самокате/велосипеде, либо он простаивает у вас в квартире. Остается вопрос: что мешает крупным игрокам забрать рынок себе? Этот вопрос оставим на подумать.
Финансы
Облигации, в первую очередь, заемный капитал. 20% для убыточного эмитента – не шутки. Для выручки 2023 года мы взяли предпосылку, что в 4Q2023 получила выручку исходя из данных по annualized revenue на ноябрь 2023 года – 31.1 млн. руб.
Кратко по показателям:
· Выручка ‘22 – 213.6 млн. руб. (+81% yoy); Выручка ‘23 – 281.9 млн. руб. (+33% yoy)
· Убыток от продаж ’22 – 37.8 млн. руб. по сравнению с прибылью 18.3 млн. руб. в 2021 году
· Чистый убыток ’22 – 42.6 млн. руб. по сравнению с прибылью 11.1 млн. руб. в 2021 году
· CFO ’22 – (93.1) млн. руб., которые были перекрыты взносами в добавочный капитал
Ежегодно компании придется платить по облигациям 32 млн. руб. и это без учета погашения 11.5 млн. долга в 2024 году. Здесь же стоит учесть резко выросший объём прочих обязательств, которые в 90% случаев состоят из лизинговых обязательств. Этот факт подтверждается сопоставимым ростом основных средств (хотя могли и выкупить на привлеченные средства от ВИМ Инвестиции). Таким образом, долговая нагрузка эмитента с учетом выпуска облигаций может составлять около 192.7 млн. руб. или 0.7x выручки 2023 года. А если учесть прочие обязательства, то цифра вырастет до 299.1 млн. руб. или 1.1x выручки 2023 года.
Как стать венчурным инвестором в облигациях
Этим заголовком мы хотели бы подвести итог разбора характеристик эмитента. Дебютный выпуск выдался удачным, так как весь объём разобран. Вопросы с ликвидностью и обороткой компании откладываются на какой-то период, но что касается перспектив роста и периода безубыточности – здесь догадки. Будет интересно наблюдать за развитием компании, но 20% за инвестиции в венчурные истории кажется не совсем справедливым.
t.me/DolgosrokInvest
3 февраля 2024 г.