Блог им. enotcapital
Компания «КАМАЗ» — это крупнейший производитель тяжелых грузовых автомобилей, в этом сегменте он занимает 47% российского рынка, а в мире 14 место по объему производства. Под маркой «НЕФАЗ» выпускает автобусы, электробусы и прочую технику, а также двигатели и комплектующие.
В этом месяце вышел отчет по РСБУ с финансовыми итогами за 2023 год, в котором КАМАЗ показал рост показателей, двукратный рост чистой прибыли, но после него акции начали скорректировались с 200 до уже 182,2 рублей, почему так произошло, стали ли интересны акции КАМАЗа сейчас и тащат ли грузовики разберемся дальше.
Выручка компании составила 354,7 млрд рублей (рост на 33,2%)
Себестоимость — 319,2 млрд рублей (рост на 38,15%)
Чистая прибыль — 12,7 млрд рублей (рост в 2,3 раза!)
Вместе с ростом выручки в компании увеличилась себестоимость, которая показала темпы роста на 5% больше роста выручки, валовая прибыль в итоге показала отрицательный рост г/г и снизилась на -1,15%. Прибыль от продаж тоже снизилась, но благодаря снижению не маленьких прочих расходов в 2,4 раза или на целых 21 млрд рублей — удалось показать двукратный рост ЧП.
То есть по валовой прибыли результат уже вообще не шикарный, а находится на уровне 2022 года, только тогда акции стоили 100 рублей. В 2023 году разгоняли и дергали многие бумаги из 2го и 3го эшелонов, КамАЗ, ксати, относится ко второму эшелону и его акции тоже подвергались таким манипуляциям и прокалывали в 2023 году отметку в 270 рублей, то есть меньше чем за год взлетали на 170%. Так что можно сказать что весь основной рост уже произошел, а сейчас ракета возвращается на Землю.
Возможно, помимо спекулятивной составляющей, кто-то рассчитывал на улучшение позиций КАМАЗа в связи с импортозамещением и госзаказами, ведь в вооруженных силах КАМАЗ достаточно распространен и используется для перевозки как живой силы, так и техники и различных грузов.
Как вы уже поняли инвесторы и спекулянты сильно переоценили компанию, поэтому со своего пика акции КАМАЗа уже сползли более чем на 30% и сейчас находятся на отметке в 182,2 рубля.
Посмотрим на показатели компании, по текущим p/e 10,2; чистая рентабельность составляет всего 3,6%, ROE = 12,3%; ROA = 2,9%. Валовая прибыль на уровне 2022 года, рост ЧП в 2,3 раза обусловлен снижению на 21 млрд руб. прочих расходов г/г. Инвестируя в данную компанию по текущей цене и при сохранении результатов и темпов ее работы, инвестор может получить потенциальную доходность около 9,85% годовых — прилично ниже ключевой ставки. Но следует отметить, что в 2024 году КАМАЗ намерен реализовывать свою Стратегию развития до 2030 года, цель которой в том числе увеличение выручки до 806 млрд рублей, то есть в 2,3 раза от текущего её размера и продажи грузовиков 60 тыс. штук. Если прикинуть, то среднегодовой ее рост должен составлять около 13% в год, не густо совсем, с учетом того, что будут расти и затраты и вложения, соответственно и себестоимость, что мы и наблюдали в 2023 году.
К трудностям 2023 года руководства КАМАЗа отнесло: необходимость отладить возросшее производство полноприводных грузовиков и решить вопросы по наращиванию выпуска грузовиков поколения К5 на новой санкционноустойчивой компонентной базе.
В итоге, компания для меня по текущимпереоценена и не представляет интереса, даже с учетом новой Стратегии развития до 2030 года, конечно все может измениться при сильном снижении бумаги, возможно больший интерес представляют торгующиеся дочки КАМАЗа - НЕФАЗ и ТЗА, знаю что последнюю, а именно ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов» — проектирует и производит спецтехнику, многие давно подбирают в портфели, но это уже совсем другая история...