⏰ Финансовыми результатами за безвременно покинувший нас 2023 год поделился и главный авиаперевозчик крупнейшей по площади страны на планете.
🔹 Выручка — 612 млрд. рублей (+48,1% г/г)
🔹 Операционная прибыль —182 млрд. рублей (против 13 млрд. рублей убытка в прошлом году)
🔹 Операционные расходы — 430 млрд. рублей (+0,8%)
🔹 EBITDA — 318 млрд. рублей (+180%)
🔹 Маржинальность по EBITDA — 52% (+24,7 п.п.)
🔹 Чистый убыток — 14 млрд. рублей (против 50 млрд. рублей убытка в прошлом году)
🔹 Скорректированная чистая прибыль — 10 млрд. рублей
🔹 Чистый долг — 630 млрд. рублей (+25,2%)
🔹 Чистый долг/EBITDA — 2x (против показателя 4,5x в прошлом году)
🔸 Общая доля рынка авиаперевозок — 38,5% (+0,7 п.п.)
🔥 Представленные группой результаты оцениваю однозначно положительно 🔥
📌 До последнего времени о деятельности Аэрофлота в инвестиционных кругах, руководствуясь одной давно ушедшей в народ крылатой фразой, было принято говорить либо хорошо, либо никак. Действительно, сначала пандемия зомби-вируса, а затем и события 24 февраля не лучшим образом повлияли на операционные и финансовые показатели рассматриваемой нами компании в частности, и всей отрасли в целом.
🚀 По мере адаптации к условиям новой реальности и ускорения темпов развития отечественной экономики, люди стали летать больше и чаще. Восстановление спроса на услуги авиаперевозчика в конечном счете и стало первопричиной внушительного роста как выручки, так и различных интерпретаций метрик, основывающихся на полученной группой прибыли. Это подтверждают и приведенные в отчете показатели: пассажиропоток увеличился на 16,3% год к году, пассажирооборот — на 25%, а занятость кресел и вовсе достигла значения в 87,5%.
💼 В свою очередь, операционные расходы практически не изменились, оставшись на уровнях, продемонстрированных в предыдущем годовом отчете. Наибольшие суммы компания традиционно продолжает тратить на авиационное топливо, цены на которое в минувшем году достигли многолетних максимумов, и обслуживание воздушных средств и пассажиров. Однако и здесь грамотная оптимизация затрат приводит к сохранению приемлемого баланса расходов, позволяющего компании зарабатывать.
🔎 Откуда же тогда появился убыток? В значительной степени этому поспособствовала разовая переоценка номинированных в валюте обязательств, имеющихся у компании по оставшимся договорам лизинга самолетов, и отсутствие на такие случаи какого-либо вменяемого валютного хэджа, от которого решили отказаться в прошлом году. Разовый эффект от ослабления рубля и «подарил» держателям акций Аэрофлота 210 млрд. рублей финансовых расходов и итоговый чистый убыток.
☠️ Главное благословение и главное проклятие многих российских компаний — государственное участие — и здесь не дает покоя маленьким и беззащитным частным инвесторам. Чуть что не так — и вместо наращивания долга рыночным путем компания взывает к помощи вышестоящих сил с просьбой о финансировании через дополнительную эмиссию, проводимую, в конечном счете, за наш с вами счет.
💰 Разумеется, что ожидать дивидендов в ближайшее время тут не не стоит. Ситуация во многом похожа на другую госкомпанию — ВТБ. Там тоже много и красиво говорят, однако когда именно произойдет чудо — так и остается загадкой. Заманивают наивных морковкой на палочке — а они и рады.
✏️ Подводя краткий итог всему вышесказанному, отмечу, что на данный момент акции Аэрофлота не составляют для меня предметного интереса. Возможно, что на фоне возвращения компании к чистой прибыли и разговорах о будущих дивидендах, в моменте можно будет неплохо заработать, однако комбинация исключительно спорных корпоративных решений и, по моему мнению, малоперспективной отрасли авиаперевозок не дает мне причин для добавления бумаг эмитента в свой долгосрочный инвестиционный портфель.