Бюджет 9-и месяцев,
доведенный вчера до сведения общественности Минфином, все ещё выглядит «бодрячком», хотя продуктовые санкции и ослабление рубля, видимо, уже перевели экономику России из стагнации первой половины года в «мягкую рецессию» (по причине снижения импорта и замирания обслуживающих его сервисов), начиная по крайней мере с августа. (В том месяце, по оценке МЭР, ВВП с исключением сезонного и календарного факторов снизился на 0,4 % к июлю, показав 0-ой рост в годовом сравнении; свои оценки за сентябрь ведомство, кажется еще не оглашало, но, скорее всего, цифра прироста, как и за квартал в целом, окажется отрицательной, несмотря на влияние хорошего урожая.)
1. В сентябре федеральный бюджета оставался с
профицитом (2.0% ВВП), который, правда, снизился против 3.9% в августе, но в целом с начала года еще немного вырос – до 2.1% ВВП. Правда, с учетом высокой неравномерности бюджетных расходов, это снижение все же перевело месячное сальдо сентября в минус. Сезонно скорректированный дефицит составил 0.5% ВВП, снизив профицит с поправкой на сезонность с начала года до 0.14%, что ниже планируемой Минфином цифры профицита за год в целом в 0.4% ВВП. Бюджетное сальдо сентября снизилось в основном не из-за утраты нефтегазовых доходов, как можно было бы подумать, глядя на цену нефти (они с учетом поправки на сезонность снизились менее чем на 0.3 проц. пункта к августу до 9.8% ВВП против 11.1% и чуть более 0.4 проц. пунктов к среднему показателю предыдущих 8 месяцев), а из-за роста расходов.
2. В годовом сопоставлении в сентябре
расходы выросли на 15%; за 9 мес. с начала года – на 6.4%. Около 90% вклада в этот прирост внесло увеличение
военных расходов (5.6 проц. пункта), профинансированное в значительной мере присвоением бюджетом
взносов в накопительную часть пенсий (вклад в изменение расходов -3.1 проц. пункта) и снижением расходов на
образование (-0.4 проц. пункта). Остальные значимые позиции роста расходов – «
другие вопросы» в области национальной экономики (вклад — 2.6 проц. пункта, и трудно сказать, что за этими выросшими аж на 71% «другими вопросами» скрывается, возможно свет может пролить чтение детального отчета казначейства), а также – «
иные дотации» субъектам федерации – 2 проц. пункта). Вклад в увеличение расходов каждого из остальных разделов бюджетной классификации существенно ниже, максимальный он для
общегосударственных вопросов и
здравоохранения – соответственно 0.78 и 0.74 проц. пункта.
Учитывая, что годовой увеличение бюджетных расходов запланировано в 4.4%, мы должны увидеть в 4-ом квартале расходы с ростом всего в 0.3% против 4-ого квартала прошлого года, что с учетом дефлятора в 7-8%, означает значительное реальное сжатие расходов бюджета. Это будет означать дополнительное сдерживающее влияние со стороны бюджета на рост экономики.
3. Хотя бюджет в этом году практически ничего не занимает на внутреннем рынке (не говоря уже о внешнем, откуда Россия во всех ее проявлениях – и государственном, и частном – де-факто исключена, и, по-видимому, надолго), огромный текущий профицит бюджета, образовавшийся из-за девальвации рубля и связанных с этим значительных сверхплановых нефтегазовых доходов, сам по себе ведет к сильному изъятию банковской ликвидности. За 9 мес. с начала года прирост остатков по счетам бюджета составил 1.28 трлн. руб., с исключением прироста курсовых разниц и 214 млрд. руб. (6 млрд. долл.) из ФНБ,
переданных в сентябре в «хорошие руки» Внешэкономбанка на 15 лет, в дополнение к более чем 1.6 трлн. руб. ликвидности, изъятой в ходе валютных интервенций (более 46 млрд. долл. чистых продаж ЦБ с начала года по сей день).
Для смягчения сезонного пика потребности банков в рефинансировании Минфин основную часть своего избытка (890 млрд. руб. на конец сентября) разместил на депозитных счетах в банках. При этом в сентябре наблюдался огромный спрос банков на рублевую ликвидность, по-видимому, как результат досадного и трудно объяснимого прокола ЦБ с повышением ключевой ставки 12 сентября. Минфин разместил в течение месяца на депозитах в банках 250 млрд. руб. (в дополнение к 214 из ФНБ, переразмещённым с бюджетного счета в ЦБ в «коммерческие структуры»), сократив свои остатки в ЦБ на 370 млрд. руб. Значительное вливание рублёвой ликвидности со стороны Минфина в течение месяца в сочетании с сокращением притока валюты на рынок по текущим операциям и с банковских депозитов поддержало избыточный спрос на валюту, хотя и вряд ли было его главным двигателем.
4. До конца года девальвация, скорее всего будет частично компенсировать падение долларовой цены нефти, если оно продолжится, и
бюджет по итогам года может быть сведен с запланированным профицитом в 0.4% или немного меньше (в любом случае, скорее всего, без дефицита). Такой профицит позволит свести баланс операций с Резервным фондом к нулю, т.е. обойтись его без «распечатывания», равно как и, скорее всего, не оставит средств для покупки валюты в Резервный фонда в следующем году (по итогам нынешнего). Все дополнительные нефтегазовые доходы от девальвации расходятся на выплаты по внешнему госдолгу, который теперь стало невозможно рефинансировать, при очень скромном финансировании за счет внутреннего размещения госдолга и приватизации.
копипаста, © Сергей Журавлёв,
zhu-s.livejournal.com