Инвестируя в акции, я инвестирую в бизнес, и потому всегда стараюсь понять, что за компания стоит за бумагой и что от нее ожидать. А так как свои ожидания я измеряю будущей прибылью, то начинаю с того, что оцениваю способность компании ее создавать.
Для этого захожу на сайт Finviz.com, ввожу в поиске тикер компании, например, INTC (символ Intel Corporation) и на открывшейся странице смотрю показатели прибыли на акцию (Earnings Per Share, EPS) и рентабельности, то бишь доходности бизнеса по каждому типу прибыли: валовой, операционной и чистой (о том, как формируется каждый вид прибыли, я пишу здесь ).
1. Рентабельность бизнеса
1. Маржа валовой прибыли (Gross Margin) или рентабельность продаж позволяет понять, сколько компания получает с продаж за вычетом себестоимости — стоимости проданных товаров.
Чем выше Gross Margin, тем меньше затраты компании на производство (закупку) продукции и тем выше ее маржа (она же: наценка).
Высокая маржа валовой прибыли для бизнеса - страховой запас, обеспечивающий ему ценовую гибкость и конкурентную стойкость. Высокой маржой я считаю уровень 60-70%; в свою очередь, У. Баффет выбирает компании с Gross Margin более 40%.
Значение Gross Margin я соотношу с показателем оборачиваемости складских запасов (Inventory Turnover). Найти его можно, введя тикеркомпании на сайте Morningstar.com, в разделе Key Ratios (Ключевые показатели) на вкладке Efficiency (Эффективность). Чем дольше в компании обновляется склад (оборачиваются запасы), тем выше должна быть рентабельность ее продаж (Return On Sales, ROS).

2. Операционная маржа (Oper. Margin)
дает представление об уровне тех затрат, которые пошли на изготовление (доставку) товара, его продажу и продвижение. Высокий показатель операционной маржи может быть результатом отлаженного производства, стратегии сбыта и контроля издержек, а может быть обусловлен специализацией бизнеса (
например, его технологичностью или автоматизацией).
3. Маржа чистой прибыли (Net Profit Margin) показывает, какую доходность приносит бизнес за вычетом всех затрат. Это доля той прибыли, которая остается собственникам компании и может быть направлена на инвестиции в бизнес и/или распределена среди акционеров. Чем выше Net Profit Margin, тем выше конкурентоспособность компании и эффективней ее руководство, и тем легче ей встречать вызовы рынка и реагировать на изменения.
В свою очередь размер прибыли, приходящийся на обыкновенную акцию (Earnings Per Share, EPS) зависит не только от величины чистой прибыли (Net Income), но и от числа акций в обращении (Shares Outstanding). В результате чего компания может легко управлять показателем EPS, выпуская бумаги и/или выкупаяих с рынка. Так, если чистая прибыль компании росла, а EPS при этом снижался, значит компания увеличила объем своих акций.

Для того, чтобы узнать, как менялось число акций компании в последнее время, я смотрю в ее
балансе статью Weighted Average Shares с учетом возможного
разводнения (Diluted) или, что проще, на интерактивном графике сайта
Gurufocus.com, выбрав в параметрах Shares Outstanding (Количество акций).
2. Модель бизнеса и стратегия продаж
Хорошие коэффициенты
рентабельности и
прибыли на акцию — это хорошо, но для оценки потенциала компании их недостаточно. Помимо дохода в прошлом квартале у компании должна быть обкатанная модель его получения. Для того, чтобы убедиться в способности бизнеса генерировать прибыль, я оцениваю результаты работы компании в предыдущих периодах.
Динамику прошлых объемов продаж и прибыли я смотрю на сайте Morningstar.com: он дает наиболее глубокий срез (за 10 лет). Здесь, введя в поиске тикер компании, я перехожу в раздел Key Ratios и анализирую данные вкладок Profitability (Рентабельность) и Growth (Рост). По темпам роста продаж и прибыли можно быстро понять, в каком направлении движется бизнес (наращивает обороты или сдает позиции), а сравнив его темпы роста, оценить его предсказуемость (чем нестабильней динамика, тем сложней прогнозировать рост).
В свою очередь неравномерность динамики роста может предупреждать о цикличности бизнеса. Зависимость бизнеса от экономических циклов — важный момент при оценке его потенциала, т.к. цикличные и нецикличные компании по-разному ведут себя в кризис. Подробней об этом я пишу здесьи здесь.
Хорошо, когда чистая прибыль (Net Income) по темпам роста опережает продажи (Revenue). Это говорит о потенциале апсайда, но для того чтобы он реализовался, продажи и прибыль должны продолжать расти. В связи с этим важно узнать, есть ли в компании стратегия роста и увеличения продаж. Следующие вопросы мне помогают это понять:
- Каково положение компании на рынке (занимаемая доля, узнаваемость, присутствие в регионах)?
- Есть ли у компании уникальное преимущество (бренд, технология, патенты) и насколько оно устойчиво в условиях рынка (легко его скопировать конкурентам)?
- Какова ценность товара в глазах потребителя и насколько легко он готов его заменить (на альтернативный товар конкурента)?
- Насколько продажи компании зависимы от одного рынка, вида товара, типа клиента, дистрибьютера и поставщика?
- Что может привести к падению продаж (появление новых игроков, ценовой демпинг, ухудшение ситуации в экономике, смена технологий и потребительских предпочтений)?
- Как компания намерена расти: расширяя ассортимент, увеличивая сеть дистрибьютеров и точек продаж, развивая новые каналы сбыта, выходя на новые рынки, через слияния и поглощения?
- Насколько бизнес стандартизирован и тиражируем? Есть ли в компании отлаженные модели роста (лицензии, франшизы, дистрибьютерские соглашения)? Есть ли опыт работы на внешних рынках?
Ответы на эти вопросы я ищу в годовом отчете (10-K) компании (скачать его можно на
сайте SEC — Комиссии по ценным бумагам и биржам США), прежде всего, в разделах:
- Бизнес (Business): он дает взгляд на компанию изнутри, позволяя увидеть ее модель и стратегию ведения бизнеса.
- Риски (Risk Factors): он дает взгляд на компанию с позиции рынка, позволяя понять ее конкурентоспособность и оценить силу внешних угроз.
3. Эффективность компании в разрезе рынка
Разобравшись с бизнес-моделью и оценив ее риски, я оцениваю эффективность компании относительно рынка. Другими словами, смотрю на то, как она росла по сравнению со своим отраслевым сегментом. Для того, чтобы это узнать, я использую сайт
Reuters.com. Введя тикер компании и нажав в меню вкладку
Financials, я смотрю цифры разделов Growth Rates (Ставки роста) и Profitability Ratios (Ставки доходности).
Высокие темпы роста продаж (Sales) и показатели рентабельности продаж (Margin) по сравнению с отраслевым значением (Industry и Sector) — хороший знак, указывающий на потенциал.
Обычно компания смотрится лучше рынка благодаря уникальному продукту, собственной технологии и подходу к работе с клиентом. Показатели хуже рынка говорят, что компания переживает не лучшие времена и испытывает давление конкурентов и/или сменившихся технологий.
Здесь же в Capital Spending (Капитальные затраты) можно узнать, сколько компания инвестирует в бизнес. Чем масштабнее вложения, тем выше (при верной стратегии) их будущий потенциал. Однако здесь важно понять, во что обойдется компании дальнейший рост.
Выход на новые рынки, увеличение точек продаж, производственных и складских мощностей — все это стоит инвесторам прибыли и при прогнозе отдачи вложений должно приниматься в расчет.
Информацию о планах компании по размеру капитальных затрат (равно как о величине будущей амортизации и количестве акций) можно найти в ее квартальных (10-Q) и годовых (10-K) отчетах. Для объективной оценки полученных данных я их свожу в простую таблицу, оценивая с позиции сильных и слабых сторон, угроз и потенциальных возможностей. По сути, делаю ни что иное, как упрощенный SWOT-анализ (пример его можно найти
обзоре компании Guess?). Он мне дает больше наглядности и позволяет легче связать потенциал компании с динамикой ее рынка.
Таким образом, мой способ оценки потенциала компании сводится к трем простым шагам: 1. Определить ее текущую рентабельность. 2. Понять ее бизнес-модель и стратегию продаж. 3. Соотнести ее эффективность в разрезе рынка и решить, каким темпом будет бизнес расти. Ради этой ставки дальнейшего роста (Growh Rate) собственно, все и затевалось. Она — ключ
для расчета стоимости компании и эффективности вложений в ее акции.
Sapienti sat,
Оксана Гафаити,
автор
MindSpace.ru, частный инвестор.