Чем больше у инвесторов знаний и опыта, тем чаще они теряют деньги, утверждает аналитик Credit Suisse Джонатан Хорлачер. Как преодолеть излишнюю самоуверенность при принятии инвестиционных решений?
Даже самый хладнокровный финансист может пасть жертвой своих психологических реакций, потеряв деньги, пишет аналитик Credit Suisse Джонатан Хорлачер в своем обзоре «Поведенческие инсайты: самоуверенны ли вы?», опубликованном 14 сентября. Главным врагом инвесторов эксперт считает самоуверенность, которая развивается после нескольких успешных сделок и начинает искажать восприятие рынка у трейдеров, приводя к фатальным ошибкам.
По словам Хорлачера, поведенческая психология рассматривает это качество как одно из главных препятствий на пути к успеху, поскольку оно характерно для большинства людей. Аналитик ссылается на исследование шведского психолога Ола Свенсона, которое выявило, что 93% американских водителей оценивают свои навыки вождения выше среднего, тогда как это статистически невозможно.
На фондовом рынке похожая ситуация, причем профессионалы на порядок чаще становятся жертвами собственной самоуверенности, чем дилетанты, отмечает Хорлачер. Когда человек только начинает инвестировать, он вынужден сохранять трезвую самооценку и действовать осторожно. Однако по мере накопления опыта эта осторожность постепенно сходит на нет. Инвестор начинает связывать свои успехи на фондовом рынке исключительно с собственными знаниями, а неудачи — c внешними факторами — такими, как рыночные колебания.
Эти выводы подтверждает эксперимент бизнес-психологов Густава Торнгрена и Генри Монтгомери, проведенный еще в 2004 году. Они попросили две группы инвесторов — профессионалов и новичков — предсказать изменение цен на акции. Новички в среднем оценили точность своего прогноза примерно на 57%, а профессионалы — более чем на 60%. В результате прогноз новичков оказался гораздо ближе к реальности: его точность составила 50% против 40% у опытных инвесторов.
Когда профессионалов спросили, чем они руководствовались при составлении прогноза, инвесторы ответили, что опирались в основном на свой опыт и интуицию. Новички же, напротив, полагались либо на слепой подбор, либо на анализ динамики рынка. «Профессионалы зависят от предположения, что чем больше знаний и опыта они накапливают, тем лучше им удается прогнозировать рынок. В действительности знания и опыт только повышают у них доверие к себе, а не улучшают практические навыки. Новички находятся в более выигрышной позиции, так как они используют сократовский принцип «Я знаю, что я ничего не знаю», — заключает Хорлачер.
Подробнее на РБК:
money.rbc.ru/news/57dc10d89a7947778698f0eb?from=newsfeed
Ум-жёсткая конструкция
новички то как раз теряют гораздо меньше чем опытные
(очень редко новичок с большой суммой начинает торги)