Копипаст
В статье рассказано об истории банкротства одной супертехнологичной и суперинновационной компании, основанной на самом пике новой технологической революции и смены мирового уклада повседневности. На конкретном примере подробно показана процедура банкротства: все этапы и последствия для акционеров.
Автор: Belfegor. Взято отсюда
Очень многа букаф. Супер расследование.
Компания была образована в 2001 году. Возглавил её David Vieau. Так же среди основателей компании были доктора Yet-Ming Chiang, Bart Riley и Ric Fulop, занявший пост вице президента по маркетингу и и развитию бизнеса. Основным фундаментом фирмы стала технология производства литий-ионных батарей высокой мощности с длительным жизненным циклом на основе феррофосфата лития. Аккумуляторы на основе феррофосфата лития обладают рядом преимуществ по сравнению с литий-полимерными. Больший ток отдачи, прочный корпус, быстрая зарядка, низкий саморазряд и огромное, по сравнению с иными видами батарей, количество циклов заряд-разрядка.
Изначально это была разработка знаменитого Massachusetts Institute of Technology (MIT), у которого вновь образованная компания и лицензировала эту технологию. Собственно многие из отцов основателей компании были выходцами из этого(ой) альма-матер.
Споры по поводу интеллектуальных прав на эту технологию тянулись довольно долго (может и сейчас идут). Еще несколько организаций оспаривали первенство в разработке данной технологии. Но мы не о них, собственно.
A123Systems удалось привлечь финансирование на сумму 32 миллиона долларов от различных венчурных фондов. И долгий период она не выходила за рамки лабораторных исследований и испытаний. Первые сообщения об успешном внедрении батарей, произведенных компанией, относятся к 2005 году. В пресс-релизе A123 Systems утверждалось, что бренд DeWALT будет использовать батареи компании в своей линейке электроинструментов.
К фирме стали приглядываться такие мощные корпорации, как GE, которая даже инвестировала в капитал А123. Позже в 2007-м году компания заключила соглашение с автогигантом GM об использовании батарейных элементов А123 в электроприводах E-Flex. Надо сказать, что это время было, пожалуй, самой «романтичной» эпохой в индустрии электромобилей. Цены на нефть били один рекорд за другим и на электроприводы возлагали большие надежды. Про цифры стали задумываться позже. А цифры не радуют. Чтобы зарядить за пять минут 15кв/ч батарею нужен «зарядничек» мощностью под 200 киловатт. Такую мощность далеко не к каждому крупному торговому центру подводят. Да и сами «батарейки» недешевы. А зарядка на «обычной» мощности занимает часы.
(На фото изображена не вошедшая в фильм по цензурным соображениям сцена зарядки Электроника из к/ф “Приключения Электроника”, Одесская киностудия, 1980 г.)
Для примера приведу стоимость батарейного блока А123 для популярного гибрида Тойота Приус. Весило это чудо 63 килограмма и стоило 10 000 долларов без учета доставки и местных налогов. Сама Тойота кстати заявила, что установка всяких левых батареек может повлечь лишение гарантии. Денежки терять не охота.
Я недавно услышал историю про местного владельца автосервиса, который взялся достать и установить подобный девайс для своей знакомой. В официальном автосервисе ей приговорили 600 кило рублей. Не знаю, правда, что конкретно входило в комплект. Посчитав, что подобный вклад в развитие альтернативной энергетики она не потянет, счастливая обладательница гибрида обратилась к своему знакомому. Тот согласился на свою голову. В общем, с горем пополам в недрах интернета нашли б/у комплект за 300 с чем-то тысяч рублей. Потом был неслабый гемор с доставкой и установкой. Итогом всех перипетий этой битвы за светлое и чистое будущее наших потомков была длинная программная речь авто-бизнесмена, о перспективах электрического автотранспорта и его личной роли в технологической революции. Стоит отметить, что его самым культурным выражением в этом спиче было: «ё**ный бл** троллейбус».
Но вернемся к нашей компании. В 2009-ом А123 пытается получить займы на сумму около 2-х миллиардов долларов под государственные гарантии для строительства фабрики по производству батарейных блоков в Мичигане. Миллиардов не дали, но грант на 250 миллионов от Департамента Энергетики США получили. Это с учетом того, что общий объем инвестиций в компанию на тот момент уже составил порядка 350 миллионов долларов. Кроме того, А123 получила налоговый кредит от штата на сумму более 100 миллионов долларов.
В том же 2009-м году на автосалоне в Детройте авто производители показали свои модели гибридов. В том числе концерн GM показал свою модель Volt. Однако неожиданно для многих GM объявила что в этом автомобиле будут использоваться батареи от LG Chem, а не от A123Systems. Впрочем, автогигант заявил, что будет использовать батареи от А123 в своих будущих моделях. Кроме GM компания поставляла батареи для Крайслера. Подобные соглашения А123 заключила с BMW, Eaton и Navistar.
В конце сентября 2009-го компания вышла на IPO. Первоначальная цена размещения была превышена в первый день торгов почти в 2 раза. В общей сложности на размещении акций компания привлекла порядка 380 миллионов долларов. На тот момент перспективы компании выглядели блестяще. Соглашения с автопроизводителями и электрическими компаниями сулили хорошие доходы в будущем.
Список акционеров А123 на момент публичного размещения.
В начале 2010-го компания объявила об инвестициях в размере 23 млн. долларов в производителя электрокаров «Fisker Automotive». На данный момент этот производитель выпустил порядка 2000 тысяч машин вместо ранее планируемых 10-20 тысяч в год. В это время цена акций А123 достигла пиковых значений за всю историю компании и составила около 25-ти долларов.
Первые тревожные сигналы прозвучали весной 2010-го. В интервью на одном инвестиционном форуме президент и CEO компании David Vieau вынужден был успокаивать инвесторов, которые все настойчивей намекали на то, что агрессивный поиск фирмой источников федерального финансирования свидетельствует о неустойчивой бизнес модели. Он что-то там задвинул про рабочие места и социальную ответственность, но осадочек остался.
А тут еще и конкуренты один за другим стали объявлять о планах открытия фабрик в том же самом автомобильном Мичигане. В том числе и корейские самураи LG Chem.
Затем компания сделала один неожиданный для инвесторов ход. На фоне разочаровавших инвесторов квартальных данных, компания объявила о выделении в самостоятельную компанию 24M Technologies Inc. Вновь образованное предприятие должно было заниматься развитием литий ионной технологии в различных системах хранения энергии – от батареек до аккумуляторных модулей. Инвесторы явно не оценили этот странный шаг. Получается, что в недрах А123 выращивала себе конкурента.
Так же компания объявила о разрыве соглашения с Chrysler. Что естественно не повысило уровень ее привлекательности в глазах инвесторов. Осенью 2010-го А123 наконец с помпой открыла свою фабрику в Мичигане. Однако производственные мощности предприятия были далеки от планируемых ранее. Да и количество работающих там людей было существенно меньше, чем компания заявляла, когда просила правительственные гранты.
Церемония открытия была торжественной. Даже Обама поздравил открывателей и даже что-то втёр по телеку про новую эру энергетики. Последовало несколько соглашений с компаниями этой самой альтернативной энергетики и индусо-китайскими авто производителями картонных копий немецких автомобилей на поставку батарейных модулей. Однако все они носили «перспективный» характер и не обещали сиюминутных выгод. Да скажем прямо – это был классический пиарный булщит с огромными цифрами, которые относятся к каким-то мнимым объемам миллиардных несуществующих пока рынков. Как показали будущие события, эти соглашения не продвинулись дальше подписей на бумаге.
А проблема падающих доходов и растущих с каждым кварталом убытков становилась все острее. Авто производители медленно «отходили» от кризиса и закрывали проекты электрокаров. Государственные программы поддержки альтернативной энергетики постепенно сворачивались. Инвестиции в Fisker Automotive не спешили окупаться. Ввиду слабых темпов развития этого предприятия А123 вынуждена была уволить 125 человек на одном из своих батарейных производств. Для компании с общим числом сотрудников порядка 600 человек, это внушительная цифра.
Никогда не получавшая прибыли контора, конечно, прибегала к излюбленному приему всех «деньгосжигателей» – дополнительной эмиссии акций. Но и это не спасало. Клиенты уходили, акции падали. Интересна пиар статья того времени на небезызвестном инвестиционном портале Seekingalpha.com. Очередной провидец вещает о скором взлете двухбаксовой акции до пятнадцати долларов минимум. И он якобы накапливает позицию в этой акции для своего фонда (запомните этого пассажира, а то вдруг сподобитесь ему бабла подкинуть). Учитывая факт, что на тот момент А123 не «даунгрэйдил» до рекомендации Sell только очень ленивый брокер, это была очень «смелая» инвестиция. Да херня это все, конечно. Какой там фонд? Пампил чувачек, набраный шлак в надежде разгрузиться на лошпетах, которые поведутся на пиар.
Весной 2012 компания объявила о полном списании инвестиций во Fisker Automotive. На фоне очередного убыточного квартала, эти новости прибили цену акции еще ниже. А следом последовал сокрушительный удар по финансам компании. Выя
снилось, что определенный процент батарей, установленных в автомобилях Fisker, очень быстро выходили из строя. Основной причиной этого дефекта, официальные лица компании назвали ошибку регулировки автоматического сварочного оборудования на производственной линии. И на отзыв и замену дефектных батарей А123 придется потратить 55 миллионов долларов.
А потом были еще пару мелких неприятностей, вроде взрыва батареи производства А123 в лаборатории Дженерал Моторс в результате которого пострадало несколько человек. Вообще весь 2012-й год был для компании одной сплошной черной полосой. Пиар активность зашкаливала. Тонны сообщений о соглашениях с новыми партнерами, как обычно, без единой цифры. И вся это активность перемежалась волне конкретными цифрами убытков и очередной порцией выпущенной дополнительно макулатуры, которую компания цинично именовала «акциями».
В августе прошлого года забрезжил тонкий лучик надежды. Крупный китайский производитель автозапчастей Wanxiang Group согласился инвестировать в А123 до 450 миллионов долларов. Но существовало несколько проблем. И основная из них – сделка требовала одобрения, как китайских, так и американских государственных регуляторов. Вдобавок по соглашению уже на первой стадии финансирования (75 млн.) китайцы получают 80% акций компании и залоговые права на все активы.
Но даже эти средства предприятие могло получить при условии сохранения ключевого инженерно-научного персонала. Что было довольно сложно выполнить, учитывая тот факт, что кадры стабильно утекали из конторы. В любом случае, это «финансирование» по сути, является увеличением запредельной долговой нагрузки на предприятие, стоящее одной ногой в могиле. Да и сама компания выпустила предупреждение о том, что испытывает кризис ликвидности и может объявить о банкротстве. Впрочем, цена акции в 10 центов свидетельствовала о такой возможности красноречивее любой новости.
Сразу скажу, что дальше первого займа под залог всего чего только можно, что еще не было заложено, включая ливер топ менеджеров, эта сделка не продвинулась. Но даже это соглашение не было доведено до стадии одобрения акционерами.
А буквально на следующий день 16 октября 2012 года компания подала в суд заявление о банкротстве по ст. 11. Существовала еще призрачная надежда на выход компании из кризиса путем реструктуризации. Кроме китайцев на активы компании претендовал американский производитель запчастей Johnson Controls Inc. Для американских регуляторов он был предпочтительней китайцев. Все-таки продажа иностранной компании с явно торчащими государственно-коммунистическими ушами получателя американских грантов явно не понравится американским налогоплательщикам.
Однако Johnson Controls не хотели переплачивать и рассчитывали получить все активы компании уже в процедуре банкротства. То есть не обремененными долгами. Надежда спасти А123 умерла. Четырнадцать убыточных кварталов подряд с момента публичного размещения, более полумиллиарда потраченных средств инвесторов и 375 миллионов долгов на момент банкротства. В итоге компания была продана с молотка.
Так закончилась короткая история мечты о дешевой и мощной батарейке, на которой электромобиль может проезжать сотни километров. Если быть точным мечта закончилась в этой конкретной компании. Разработки батарей для электрокаров ведут несколько компаний. Хотя, по правде говоря, продажи гибридных автомобилей (с бензиновым и электродвигателем) в США составляют мизерный процент от общих продаж автотранспортных средств. Более трети проданных авто катаются по солнечной хипстерской Калифорнии.
Надо признать, что рынок еще не созрел для превращения электромобилей в массовый продукт. Отсутствие развитой инфраструктуры для быстрой зарядки батарей и довольно утопичная идея об унифицированных батареях от разных производителей, которые можно заменять на станциях зарядки, будут сдерживать эту индустрию еще не один год. Не говоря уже о цене самих автомобилей, батарей и малых расстояний поездки на одном заряде. Интересен тот факт, что 30-го ноября 2012 года, буквально через пару недель после заявления А123 о банкротстве администрация Обамы объявила о новом проекте по исследованию и разработке новых «еще более дешевых» батарей для электромобилей.
Если честно, я затеял эту статью, чтобы описать как раз то, что происходит с компанией после объявления процедуры банкротства. Дело в том, что в моем распоряжении оказалась стенограмма проведения аукциона по продаже активов A123 Systems. И мне хотелось показать именно «жизнь после смерти». Мы ведь не особо задумываемся о том, что конкретно скрывается за скудным сообщением о том что «компания Fufel Pharmaceutical столкнулась с неоправданно низкими продажами средства для повышения потенции у тасманских утконосов и вынуждена объявить о банкротстве». Ну, умерла и умерла. Делов-то. Однако зачастую уже там, в «загробной жизни» компании начинаются интересные события и подковерные интриги. В итоге получилась целая биография компаниина несколько страниц, а к самому аукциону повествование подошло только сейчас.
И так, 6 декабря 2012 года в чикагском офисе адвокатской конторы Latham & Watkins LLP начался аукцион по продаже активов банкрота. Окончен он был 9-го, а 11 декабря в окружном суде штата Делавэр были утверждены результаты продажи останков свежепреставившейся A123 Systems.
Но вернемся к процедуре. Вначале идет представление сторон: адвокатов со всех сторон, инвестиционных банкиров, представителей кредиторов, топ менеджеров компании и прочих стервятников, жаждущих поживиться бренным телом. Основными игроками, конечно, являлись представители Johnson Controls и Wanxiang Group, главных соперников в борьбе за активы компании. Далее переходят к делу. Производится так называемое «stalking horse bid». То есть начальное предложение от покупателя. Все остальные заинтересованные покупатели могут, соответственно, назначить цену только выше этой.
Первым выступает адвокат со стороны Wanxiang America Corporation, китайский наймит.
«Мы, говорит, предлагаем 131 миллион баксов. Ну, в принципе, предлагаем 133. Только вот 2 из них, это вознаграждение за наши скромные услуги. Если, говорит, вы хотите, чтобы Кац работал как «для сэбе», таки ви ему и платите «как сэбе».
В качестве подтверждения серьезности своих намерений они разместили на депозите 25 миллионов. Так же, для облегчения одобрения сделки американскими регуляторами (в случае выигрыша) китайские товарищи исключили из активов все обязательства от Департамента Энергетики США по ранее обещанному и большей частью полученному компанией А123 гранту. Не надо, говорит нам ваших грязных пендосских денег»
Я так понимаю, китайцы сообразили, что обязательства по гранту перед вражьей компанией будут проблемой для одобрения сделки Комиссией по иностранным инвестициям.
Слово берет ведущий, – «у вас товар, у нас купец, коль добазарились пи… в смысле, есть ли еще предложения?»
Представитель Johnson Controls, – «Мы с пацанами темку на толковище обмозговали, за нас подписываются правильные бродяги из NEC. И вместе мы даем 136,7 миллионов. С нашего общака 96,7, а они кабанчика на 40 подгоняют.»
Представитель от Johnson Controls был озабочен, прежде всего, судьбой зарубежных активов – китайских и корейских. Условием покупки была их интеграция в компанию правопреемника, которая и должна была в итоге быть создана по итогам аукциона. Представитель обозначил некоторые условия по фабрике в Мичигане и аукцион поехал дальше.
Ведущий, – «Серьезная заявка на участие в нашем полуфинале. Ваше слово, товарищ, Мао, или как там тебя. Только вот у кредиторов нетерпячка уже, тёрки ваши пустопорожние наблюдать им без надобности, говорят. Поэтому шаг аукциона увеличивается с 500 тысяч до 5 миллионов».
Представитель Wanxiang, – «Мы поднимаем ставку до 145,5 миллионов. Только вот за этих гоблинов мазу держать не будем».
Китайцы обозначили свою позицию отказавшись выполнять роль т.н. «back-up bidder». То есть, если, к примеру, их ставка будет второй, а выигравшая сторона по каким-то причинам не выполнит обязательства покупателя, то право на сделку переходит второму по размеру ставки участнику. Вот в данном случае китайцы не хотят быть тем самым бэкапом. Подозреваю, что они не хотели упускать время и разгребать за кем-то последствия неудачного приобретения.
Еще одним непростым вопросом в подобного рода аукционах является «cure cost», т.е. буквально стоимость оздоровления предприятия. Дело в том, что работающая компания, это организм, которому требуется питание. А питанием для предприятия являются деньги. Кто-то должен оплачивать коммунальные услуги, кормить работников, платить им деньги, да и банально – убираться в туалетах. Вдобавок у предприятия имеются текущие контракты с обязательствами по поставкам. Значит нужно сырье и материалы. А у компании-банкрота естественно средств на это все просто нет. В случае, когда предприятие распродается буквально в виде имущества, такой вопрос не стоит. Всё закрывается, все разгоняются. Но если будущие владельцы хотят сохранить работающую компанию, им придется решить этот вопрос с кредиторами и управляющими как можно быстрее. И нужно определить, в каком размере, и в какой форме будут учтены эти средства.
Не буду вас утомлять дальнейшим описанием протокольных процедур, перейдем сразу к итогам. Наибольшую цену предложила китайская Wanxiang Group – 256,6 миллионов долларов. К ней перешли все активы A123 Systems за исключением тех, что связаны с государственными и военными контрактами. Они перешли компании Navitas Systems LLC за 2,25 миллионов долларов. Больше желающих на них не нашлось.
После окончания процедуры банкротства было сформировано новое юридическое лицо – A123 Systems, LLC, полностью принадлежащее Wanxiang America Corporation. К вновь образованной компании перешли все активы банкрота. Кредиторы получили в среднем 65 центов за доллар долгов. Что в принципе еще и не самый плохой вариант. А что же акционеры? Процитирую FAQ для акционеров с сайта специалистов по банкротствам, которые вели административное дело А123:
«Акции продолжают торговаться, несмотря на полное отсутствие внутренней стоимости, после продажи активов. С того момента, как факт продажи активов получит окончательное судебное подтверждение и процедура банкротства будет завершена акции компании прекратят свое существование. О чем будет подано официальное прошение в Комиссию по ценным бумагам и биржам SEC.»
Советую скопировать себе процитированный сверху отрывок и читать его каждый раз, когда захотите инвестировать во что-то очень «иновационно-перспективное».
А помните компанию 24M Technologies Inc, которую выделили когда-то из А123 в самостоятельное предприятие? Живет себе, что-то там исследует. Наверняка на IPO выйдет рано или поздно. И уверен, кто-то из бывших акционеров А123 в нем поучаствует. А как же без этого? Никому не охота пропустить технологическую революцию.