Выход российских эмитентов на IPO активизируется. На очереди IPO ЦИАН – одного из лидеров на рынке информации об аренде и продаже жилой и коммерческой недвижимости в России, входящего также в ТОП-10 онлайн-платформ по поиску недвижимости в мире. IPO будет проходить на NYSE с последующим листингом ADR на Московской бирже. Американские инвесторы любят региональных лидеров и спрос на акции ЦИАН может повторить путь HeadHunter.
Компания является типичным представителем быстрорастущей IT-компании. В среднем выручка ЦИАН росла на 21% в год. Эмитент тратил много ресурсов для захвата рынка и до сих пор имеет отрицательную чистую прибыль, но уже показывает положительную EBITDA за 2020 год и 1-е полугодие 2021 года. Бум на рынке недвижимости напрямую отражается и на показателях компании – среднее количество уникальных пользователей в месяц за 1-е полугодие 2021 года составило более 20 миллионов, в то время как в 1-м полугодии 2019 года их было 12,7 миллионов. Монетизацией этого потока и занят эмитент. Рост выручки за 1-е полугодие 2021 года к аналогичному показателю 2020-го составил 65%, она составила 2,7 млрд рублей. Плату сервис берет с профессиональных пользователей в лице девелоперов и агентств недвижимости, которые, в свою очередь, вынуждены платить сервису в связи с его широкой аудиторией.
ЦИАН планирует выходить на IPO по оценке в 70 млрд рублей при выручке в 4 млрд рублей за 2020-й год. Расчет эмитента строится на развитии собственных дополнительных сервисов для покупателей недвижимости, девелоперов и агентов по недвижимости. Рекламный бюджет девелоперов в РФ в 2020 году составляет около 100 млрд рублей. Комиссии банков за привлечение ипотечных клиентов в 2020 году составили около 100 млрд рублей. Комиссии агентов по недвижимости составили около 300 млрд рублей. Долю от этих расходов и хочет забрать себе ЦИАН.
Сейчас компания забирает около 1% от комиссий, связанных со сделками в недвижимости. И при этом монетизирует пользователей только из 18 регионов РФ. В планах вслед за захватом рынка постепенно монетизировать траффик и из других регионов, а к 2025 году реализовать монетизацию уже в 25 субъектах РФ. В России 85 регионов, и при правильном подходе ЦИАН может наращивать охват монетизацией еще долгое время. Подводя итог, участие в IPO ЦИАН – это ставка на будущее, с бизнес-моделью привлечения аудитории, проверенной временем, но со всё ещё не до конца решенным вопросом о монетизации этой аудитории.
Тузов Артем
ИК «УНИВЕР Капитал»
циан — помойка
лучше я Zillow возьму
я держал весь прошлый год под то, что они сервис только