Российский сервис аренды самокатов задумал выйти на биржу. На первый взгляд, это интересная новость для инвестора:
1. У компании сильные позиции. Whoosh — лидер аренды самокатов с долей на российском рынке в 46%. У сервиса 11 млн клиентов.
2. Показатели бизнеса растут. Например, выручка в 1-м полугодии выросла на 163%, а рентабельность по EBITDA выше 50%.
3. Есть точки для роста. Whoosh увеличит присутствие в текущих локациях и рассматривает возможность выхода в 73 новых городах.
4. Дивиденды и прописка в России. Компания проведёт IPO на «Мосбирже». К тому же у Whoosh есть дивидендная политика.
Но если копнуть глубже, то вопросов к Whoosh хватает. Главное: непонятно почему сервис решил выйти на биржу сейчас.
Эффективней всего проводить IPO на пике роста рынка. Так проще привлечь деньги под нужды компании.
В кризис провести IPO сложнее. Что и происходит сейчас: рынок падает, новостной фон негативный, а инвесторы осторожничают.
По перспективам Whoosh тоже есть вопросы:
а. Увидим прибыль компании только в сезон? Самокаты убирают зимой, а выставляют ближе к лету. В дождь на них тоже особо не покатаешься.
б. Что с капитальными затратами? У Whoosh 82 тыс. самокатов, их все надо обслуживать. Кроме того, технику нужно менять на новую, а это тоже расходы.
в. Будет ли вообще бизнес аренды самокатов? Самокатов всё больше, ДТП с ними — тоже. Если власти примут очередные поправки в ПДД, то это ударит по бизнесу Whoosh.
г. А вдруг владельцы захотели выйти в кэш? Например, привлекут деньги, а спустя пару лет уйдут с биржи, выкупив акции по низким ценам. А инвесторы останутся с носом.
Вердикт. С выходом Whoosh на биржу всё туманно. К тому же примеров успешных IPO в России мало.
Коваленко Евгений
Telegram-канал «Лимон на чай»
Так что обойду акции Whoosh стороной. По крайней мере, с такими вводными данными