Рецензии на книги
«Парадигма» — это слово, которое больше всего будоражит и цепляет умы людей.
Джоэл Баркер написал книгу «Опережающее мышление. Как увидеть новый тренд раньше других», в которой разбирает, что такое «парадигма» вдоль и поперек. Всё, что вы хотели знать о парадигмах, вы найдете в этой книге.
Автор дает следующее определение парадигме:
«Парадигма — это набор норм и правил (письменных или устных), который выполняет две функции:
(1) устанавливает границы; и
(2) говорит, как действовать в пределах заданных границ, чтобы добиться успеха».
Когда появляются новые парадигмы:
«Рано или поздно в рамках любой парадигмы формируется комплекс важных проблем, которые хочет решить каждый, кто занимается данной областью, но никто не имеет понятия, как это сделать.
Как решить эти проблемы? Сменить парадигму. Скажу то же самое иными словами:
Любая парадигма в процессе выявления новых проблем наталкивается на проблемы, которые она не может решить. И эти неразрешимые проблемы становятся катализатором смены парадигмы».
Кто меняет парадигму?
Тип 1: молодой новичок, только что закончивший обучение.
Тип 2: человек постарше, который переключается на новое для него дело.
Тип 3: «белая ворона». Это инсайдер, который применяет доминирующую парадигму, видит проблемы, положенные под сукно, понимает, что их нельзя решить с помощью нынешней парадигмы, и вступает в бой за смену парадигмы.
Тип 4: слесарь-самоучка.
«Чтобы получить все преимущества от смены парадигмы, не обязательно создавать новую парадигму. Достаточно стать пионером парадигмы».
Вкратце, парадигмы — это как устойчивый мир галлюцинаций, в котором живут люди на автопилоте. Они привыкают к порядку вещей и не ставят его под сомнение. Парадигмы меняют люди, которые не знают, что это было невозможно, или не были загипнотизированы обычным ходом вещей.
Так, классическая история про японцев, которые разработали компакт-диск размером с виниловую пластинку и маялись, что туда записать на столько часов? К японцам приехали голландцы и показали маленький компакт-диск, который мы знаем. Это для японцев была смена парадигмы, они не могли додуматься до того, чтобы уменьшить размер носителя. Кстати, сам размер компакт-диска был выбран так:
«Два инженера Philips рассказали мне остальное. Они сказали, что директор по исследованиям и разработкам Philips ужинал со знаменитым дирижером Берлинского филармонического оркестра, Гербертом фон Караяном. Директор спросил дирижера, какова должна быть, по его мнению, продолжительность записи. Караян ответил: «Если на одной стороне не умещается девятая симфония Бетховена, это нехорошо».
Мне показалось занятным, что Бетховен, спустя 150 лет после своей кончины, устанавливает временной стандарт для одной из самых современных технологий XX века».
Книга «Опережающее мышление. Как увидеть новый тренд раньше других» вышла в 1992 году, а на русском языке в 2025, она интересна тем, что в ней много историй о смене парадигмы.
Вот в заключении забавная история:
«Телефонная система компании Bell Telephone в конце XIX в. преобразилась стараниями другого слесаря-самоучки. Его звали Алмон Строуджер, и он изобрел и запатентовал автоматическую систему телефонной коммутации, которая избавляла оператора от необходимости изо дня в день заниматься соединением абонентов.
Алмон Строуджер был предпринимателем, владельцем похоронного бюро.
Казалось бы, трудно вообразить человека, более далекого от того, чтобы совершить переворот в области сложной современной технологии. Тем не менее у него были на то свои причины, связанные с появлением телефона в Канзас-Сити, где он жил. Он заметил, что по мере расширения телефонной сети его бизнес идет все хуже и хуже. Поначалу на его долю приходилось обслуживание доброй половины похорон в городе. Теперь количество его заказчиков резко снизилось. У него возникла проблема, и он решил, что все дело в телефоне.
Он отправился в телефонную компанию, чтобы поговорить о своей проблеме. Разумеется, нам ход его рассуждений кажется абсурдным. Какая здесь может быть связь?
Оказалась, что связь действительно была, причем самого прямого и неприятного свойства. Он обнаружил, что главной телефонисткой, которая обучала всех остальных телефонисток, была жена его конкурента. Догадайтесь, чему она учила «своих девочек»? Когда кто-то интересовался похоронным бюро, потенциального клиента сразу соединяли с ее мужем.
Строуджер попытался обсудить возникшую проблему. Он предложил поделить рынок в прежней пропорции. Жена конкурента отказалась наотрез.
Он вернулся домой, куда более ясно представляя, в какую переделку он попал. Поразмыслив, он понял, что делать. Ему надо было каким-то образом добиться, чтобы те, кто звонит по телефону, соединялись с ним, минуя операторов телефонной станции.
В 1888 г. он запатентовал изобретения, которые легли в основу автоматического коммутатора и устройства дискового набора. Занимаясь собственной проблемой, он решил огромное множество других. Даже сегодня, более чем через сто лет, во многих странах до сих пор пользуются плодами его трудов».
Такие книги, как «Опережающее мышление. Как увидеть новый тренд раньше других» позволяют задуматься о будущем и предугадать его. Кто сможет это сделать, тот добьется успеха.
перед стартом сперва,
кто ты, и с кого хочешь взять пример.
Текст из песни.
И книгу можно не читать, что бы время не тратить.