Рецензии на книги
Автора книги «Патрика Кинга» читаю впервые. На сколько я понимаю, он как наш Курпатов, штампует книги достаточно часто. Книга читается легко, но по моему мнению автор тему не раскрыл. Читая данную книгу я не мог погрузиться в нее, так как она не цепляла, постоянно отвлекался на разные мысли и приходилось перечитывать страницы. В общем не самая лучшая книга о самопознании.
Но основные тезисы из книги я все же вынесу, думаю они будут многим полезны. Сами эти выводы в книге повторяются несколько раз, видимо, чтоб придать объем написанному.
Три уровня самопознания
* Существует два типа самосознания: внутреннее (уровень осознания своих мыслей, ощущений и идентичности) и внешнее (уровень осознания того, как нас воспринимают другие). Внутреннее самосознание не всегда подразумевает внешнее. Мы можем быть искателями (низкий уровень внутреннего и внешнего самосознания), интроспекторами (высокий уровень внутреннего самосознания, низкий уровень — внешнего), угодниками (низкий уровень внутреннего самосознания, высокий уровень — внешнего) или осознанными (высокий уровень обоих типов самосознания)
* Самопознание как особого рода способность эволюционирует на протяжении всей жизни и происходит поступательно, по стадиям. Уровень 1 подразумевает осознание того, что вы делаете, и причин соответствующего поведения. Уровень 2 связан с осознанием того, что вы чувствуете. Это осознание зачастую скрывается за вашими поступками. Уровень 3 — осознание не только мыслей, чувств и действий, но и того, что вытеснено из области сознания или чего вы стараетесь избежать. Это стадия глубинных инсайтов о себе.
* Теория взрослого развития Кигана показала, что зрелое самосознание приходит с возрастом, а люди приобретают объективность постепенно. Мы прогрессируем постадийно, претерпеваем трансформации (то есть изменяем способ восприятия, а не его содержание) и осуществляем переходы от субъекта к объекту
* Мы взрослеем, трансформируя субъективный опыт в объективный. В упрощенном виде это можно воспринимать как способность увидеть, что «у вас есть» некое качество, от которого можно дистанцироваться и наблюдать за ним, вместо того чтобы самому «быть» этим качеством и полностью с ним отождествляться.
* Можно рассматривать повышение самосознания как процесс обретения большей объективности, которая заменяет субъективную идентификацию.
Переоценка прошлых убеждений и ваша «темная сторона»
* Можно повысить самосознание, осознав глубоко укоренившиеся убеждения родом из детства. Поняв «программы», которые нами управляют, мы способны изменяться и вести более осмысленную и целенаправленную жизнь.
* Можно задаться вопросами, когда мы впервые испытали ту или иную эмоцию и какие глубинные убеждения она породила в прошлом. Затем можно исследовать это глубинное убеждение и посмотреть, как оно повлияло на нашу жизнь. Наконец, можно спросить себя, хотели бы мы поменять это убеждение на другое, которое поможет жить так, как нам хочется.
* Зачастую нами управляют те части нашей личности, которые мы вытеснили из области сознательной осознанности, то есть те, что Юнг называл «тенью». Сознательно интегрируя эту материю с осознанностью и принятием, мы исцеляемся. Мы знаем, что тень вступает в игру, когда не вполне понимаем, почему поступаем так или иначе, неадекватно реагируем на некие события или проецируем свои поступки и ощущения на окружающих.
* Есть много простых способов интегрировать тень, осознать глубинные убеждения и осторожно их «переписать». Все они опираются на осознание.
* Можно осознать, какие триггеры воздействуют на нас сильнее всего, и проанализировать, кого мы больше всех осуждаем. Тогда мы поймем, имеет ли место проекция с нашей стороны. Можно практиковать медитацию и безоценочное осознанное наблюдение, чтобы повысить объективность. Отмечая, какие эмоции вызывают в нас сопротивление, можно попрактиковаться в толерантности и принятии этих эмоций.
* Можно также подвергнуть пристальному исследованию свои когнитивные искажения и глубинные убеждения, которые мы приобрели в течение жизни. Этот процесс идет рука об руку с обучением распознавать, называть и контролировать эмоции. Эмоциональная грамотность — это условие для повышения самосознания и дистанцирования от сиюминутных впечатлений.
Определите свои ценности, большие и малые
* Ценность — это правило, принцип или убеждение, придающие смысл нашей жизни. Обычно это то, что вы считаете очень важным, что лежит в основе большинства ваших решений. Поэтому, когда мы сомневаемся, как поступить в той или иной ситуации или обстоятельствах, причина сомнения обычно кроется в отсутствии четкого понимания наших реальных ценностей.
* Если вы еще не открыли для себя, что в жизни для вас ценно, не волнуйтесь: сделать это нетрудно. Однако данный процесс требует времени. Нельзя просто проснуться в одно прекрасное утро с полным набором знаний о своих ценностях.
* Первый шаг к выявлению ценностей — это отказ от предвзятых убеждений о себе самих. Зачастую ценности, с которыми мы жили до сегодняшнего дня, на самом деле позаимствованы со стороны: возможно, их навязали нам родители, культура, историческая эпоха и т.д. Начав с чистого листа, мы избегаем подобного влияния, затуманивающего наши суждения, и начинаем опираться на истинные ценности.
* Далее подумайте о тех вещах, которые вызывают в вас самые сильные ощущения. Это может быть личный успех, тесные семейные связи, служение другим и обществу и прочее. Выявив одну ценность, вы обычно видите и другие, поскольку все это указывает на ваши «высшие» ценности. Например, приоритет семьи над карьерой означает, что для вас ценны межличностные отношения в целом.
* Закончив составление списка ценностей, поразмышляйте о своих жизненных целях и о том, насколько ваши ценности им соответствуют. То, чем вы сейчас занимаетесь, соответствует вашим ценностям и целям? Если нет, подумайте, как это изменить, чтобы жить жизнью, достойной вашего истинного «я».
* Когда вы откроете для себя истинные ценности, поступайте в соответствии с ними — это поможет окончательно решить, что для вас важно по-настоящему.
Больше никакой пустой болтовни
* Разговор — могущественный инструмент для развития самосознания, но можно также задавать вопросы, беседуя с собой, и получать ответы как прозрения.
* Разговор с собой — путь к объективности и пониманию
* Чтобы избежать бесцельного самокопания или погружения в демагогию, можно практиковать искусство задавать вопросы что вместо вопросов почему. Чтобы разговор с собой способствовал осознанности, необходимо умение использовать объективные вопросы как инструмент трансформации, не позволяя им держать нас в ловушке ложных установок.
* Для повышения внутреннего и внешнего самосознания могут помочь вопросы трех типов: первый — вопросы для ясности, что есть. Они помогут увидеть ситуацию и самих себя как есть, развивая внутреннее самосознание.
* Второй тип — это вопросы о возможностях, которые расширяют нашу осознанность и помогают представить, что могло бы быть, какие существуют возможности внутри и вне нас. Это повышает осознание нашей ответственности и возможностей для действий.
* Последний тип — это вопросы о намерениях, придающие осознанность нашим ценностям и принципам, желаниям и способности создать себе жизнь по вкусу. Вопросы о возможностях и намерениях совершенствуют внешнее самосознание, привлекая внимание к образу их взаимодействия с внутренним восприятием.
* Можно использовать все три типа вопросов, ведя письменный или устный диалог (да, именно вслух) с воображаемыми существами или образами нашего собственного «я». Ключ в том, чтобы прийти к прозрению, побуждающему действовать. Вот пример хорошего вопроса: «А мои вопросы действительно мне помогают?»
Самосознание: социальная осознанность
* Самосознание: социальная осознанность эмоционального интеллекта Дэниела Гоулмана включает в себя такие элементы, как самоосознание (что я чувствую и почему), самоконтроль (как я могу выразить свои эмоции и извлечь из них урок), самомотивация (что делает меня счастливым и как этого достичь) и социальная осознанность (что чувствуют другие люди и почему). Процесс начинается с понимания себя, далее идет осознание того факта, что у других также имеются скрытые и неосознанные мысли, управляющие их эмоциями и поступками. Подобный образ мышления надо тренировать, и тогда вы научитесь извлекать значительный объем информации даже из краткого взаимодействия.
* Аналогичным образом следует учиться лучшему пониманию подтекстовых подсказок. Это соотносится с таким элементом эмоционального интеллекта, как социальная осознанность. Следует понимать, что коммуникация происходит в основном в неявной форме, в то время как большинство людей реагируют только на явную коммуникацию. Это означает, что мы регулярно упускаем истинный смысл слов и поступков окружающих. Простейший путь к освоению данного метода мышления — это задавать себе вопросы: «Почему он это сказал, что он чувствует и что бы это значило?»
* Повысив уровень самосознания, мы обретаем способность воспринимать и адекватнее взаимодействовать с другими людьми, развивая свою социальную осознанность. Концепция эмоционального интеллекта Дэниела Гоулмана показывает, что умение коммуницировать, проявлять эмпатию и контактировать с окружающими является самостоятельным и фундаментальным залогом жизненного успеха.
* Чтобы повысить уровень социальной осознанности, необходимо выйти за границы своих внутренних представлений. Добиться этого возможно, только поняв, как именно мы общаемся с окружающими, включая использование средств невербальной коммуникации вроде языка тела или тембра голоса.
* Социальная осознанность опирается на синхронизацию с другими членами социума. Отзеркаливание и отражение показывают, что мы с окружающими на одной волне, а это требует осознанности. Замечательный способ этого добиться — активное слушание: не перебивайте собеседника, не тяните одеяло на себя, а дайте и другому человеку возможность побыть в центре внимания.
* Уровень социальной осознанности можно повысить, признав и взяв ответственность за свои триггеры, привязки и багаж прошлого. Это означает необходимость свободного взаимодействия с людьми в моменте.
* Практика эмпатии повышает качество коммуникации и социального взаимодействия. Эмпатия — это способность войти в мир чужого опыта. Развить ее можно различными способами. Прежде всего, следует различать типы эмпатии: когнитивную, эмоциональную и сострадательную. И лучше всего предлагать людям комбинацию всех трех типов.
* Последовательно старайтесь увидеть то общее, что есть между вами и теми, с кем вы общаетесь, вместо того чтобы делать упор на различия. Исходите из того, что люди по умолчанию хорошие и делают все, что для них возможно.
* Теория мышления связана с догадками, которые мы строим относительно внутреннего опыта других людей. Наша эмпатия растет, когда мы осознаем, что люди имеют точки зрения, чувства, мысли и идентичности, отличающиеся от наших.
* И, наконец, раз мы решили считать практику эмпатии упражнениями на воображение, можно стать эмпатичнее, читая художественную литературу и глубоко проникая в авторские миры.
и кстати, главный вывод хде? -помогла вам книжка-то? (себя познать и весь мир)