Рецензии на книги
Прочитал вторую часть книги Харари Sapiens. Удивительно, как с темы аграрной революции к концу второй части автор смог съехать на тему гомосексуализма, рассового равенства и феминизма. Впрочем, в книге все равно есть много интересных моментов.
Самое короткое и самое подробное содержание 2 части книги Юваль Ной Харри — Sapiens. Аграрная революция
5️⃣ Глава 5
👉 Около 10 тысяч лет назад началась аграрная революция. Человек одомашнил очень небольшое количество животных и растений, которые и по сей день составляют 90% калорий человечества. Сельское хозяйство зарождалось в разных регионах самостоятельно.
👉 Благодаря аграрной революцию пищи стало намного больше, однако ее качество и разнообразие ухудшились. Сапиенс променял вольную жизнь на тяжелейший труд в полях. Численность людей начала расти по экспоненте, что привело к развитию общества, но отдельный индивид стал зависим от места обитания и конкретных культур. Качество жизни ухудшилось.
👉 Человек стал заложником приобретённой роскоши. Больше пищи позволило родиться большему количеству детей, которые в свою очередь также требовали увеличения производства продуктов — из поколения в поколение людям приходилось больше работать, изобретать новые орудия труда. Улучшив свою жизнь здесь и сейчас, человек сам загнал себя в рабскую ловушку.
👉 Аграрная революцию стала эволюционными прорывом для выращиваемых культур — они захватили практически весь земной шар. Скачок пережили и одомашненные животные, которые активно использовались как транспорт, рабочая сила и пища.
👉 Количество особей возросло в тысячи раз. Однако продолжительность жизни и ее качество у выращиваемой скотины ужасает. Практически все одомашненные животные жестоко убиваются.
6️⃣ Глава 6
👉 C X по I век до н.э. численность человечества увеличилась с 6-8млн. собирателей до 250млн. крестьян. Человек стал отделяться от природы — строить собственное жилище, изменять окружающую территорию, не допускать к себе другие растения и животных. Привязанность к своему и отгороженность от соседей стало новым психологическим феноменом.
👉 После аграрной революцию человек впервые начал строить долгосрочные цели и тревожиться за своё будущее. В случае гибели угрожаю люди уже не могли прокормить себя самостоятельно в дикой природе. Человек стал усиленно трудиться, доя формирования излишков пищи, которые стали формировать комплекс социальных и политических систем.
👉 Излишки, технологии и транспорт требовали многочисленных объединений, но Сапиенсы миллионы лет жили малыми группами, инстинкт массового сотрудничества развиться не успел.
👉 Помогла снова общая мифология — вместо примитивных религий люди изобрели новые сюжеты — о богах, империях, акционерных компаниях. Практически все сети массового сотрудничества решали споры между людьми, но также служили для угнетения и эксплуатации населения.
👉 Примером воображаемого порядка, построенного на мифе, являются принятые законы. Два знаменитейших свода законов — кодекс Хаммурапи и декларация независимости США провозглашают абсолютно разное понятие о справедливости и оба не могут быть правдой. Суть воображаемого порядка не в отражении объективной истины, а в возможности взаимодействия огромных человеческих масс.
👉 Все наше представление об обществе и цивилизации является плодом нашего воображения. Это относиться и к правам человека, ведь от природы Homo Sapiens не унаследовал никаких неотчуждаемых прав.
👉 Воображаемый порядок всегда под угрозой, но армия, полиция, суд и тюрьма помогают людям принять и следовать ему. Однако порядок держится не только на насилии, но и на искренне верящих в него людях.
👉 Людей с рождения заставляют верить в воображаемый порядок. Человеку постоянно внушаются его основы, и есть ряд причин, почему он этого не замечает.
👉 Первая причина — воображаемый порядок укоренён в реальном мире. Его связывают с материальным — он формирует наше представление о географии, природе, технологиях. Современная западная культура, например учит ребёнка верить в индивидуализм, ценность своей личности, свободы и независимости, а средневековые аристократы учили защите собственной чести и жесткой иерархии.
👉 Вторая причина — воображаемый порядок формирует наши желания. В западном обществе господствует романтическое потребительство — человеку навязывают желания раскрыть свой потенциал, открыться широкому спектру эмоций и потребить как можно больше продуктов и услуг.
👉 Третья причина — воображаемый порядок субъективен, но охватывает множество взаимодействующих между собой субъектов. Другими словами, он интерсубъективен — то есть существует, соединяя субъективные сознания людей.
👉 Изменить его можно только разом изменив сознания миллионов людей, что не так просто. Чтобы изменить воображаемый порядок, нам понадобится другой, альтернативный ему порядок. Из-за чего окончательно отказаться от воображаемого порядка не представляется возможным...
7️⃣ Глава 7
👉 В отличии от животных, взаимодействие между которыми закодировано в ДНК и проявляется инстинктами, человеческие взаимоотношения сложнее. Правила и законы не передаются потомкам сами по себе. Все это требует системы передачи данных.
👉 Той же системы требуют огромные объемы информации, возникающие в процессе существования империй, царств и других соц. институтов. Такую систему в 3 тысячелетии до н.э. смогли изобрести в Месопотамии. Называется она письменность.
👉 Шумерская письменность была не полной и была представлена лишь числам и считаемыми объектами (люди, животные, деньги). Она не отражала большую часть устной речи, однако она неплохо справлялась с хранением данных.
👉 Более необычная система была в доколумбовой цивилизации Анд. Для передачи данных использовали Кипу – связку шнурков, на которой в определённых местах делались узлы. Разные комбинации узлов позволяли хранить огромные объемы информации.
👉 Со временем письменность стала полной, однако успешнее других были Инки, Египтяне, Шумеры и Китайцы. Эти народы смогли не просто изобрести письменность, но и разработали действенные методы архивации и извлечения данных (библиотеки, обучение счетоводов и писцов). Так на смену свободному ассоциативному мышлению человек пришел к бюрократическому разделению.
👉 Окончательно преобразила мир десятичная система исчисления – арабские цифры. Вслед за ними пришла математика. Сегодня в мире хранится лишь та информации, которая без особого труда поддается математической записи, а некоторые области знания, такие как физика, практически полностью разорвали свое отношение с устным языком и перешли на математическую заумь.
8️⃣ Глава 8
👉 Разделение людей на группы было всегда, но это деление не естественное. Раньше общество делилось на сословия по религиозным и традиционным признакам. До 21 века активно пропагандировались расовые различий. Сейчас существует разделение на бедных и богатых. Во главе стран стоят привилегированные правительства, а внизу дискредитируемое общество.
👉 Однако все эти деления – плод человеческого воображения и следствие случайного стечения обстоятельств. Впрочем, иерархичность и дискредитация общества была присуща нам всегда. Благодаря упорядочиванию общество сразу знает как ему взаимодействовать друг с другом и не тратит время на подробное личное знакомство.
👉 Строгое иерархическое разделение существует и по сей день в Индии. Раньше у индусов существовало 4 варн (касты), которые со временем разделились на 3000 групп-джати. Члены каждой группы имеют право только на определённый вид работы, места проживания и даже пищи. Брачные узы между разными джати не заключаются, иначе это оскверняет не только самих молодожен, но и все общество в целом.
👉 Жестокое расовое разделение много лет очерняет Америку. В свое время белое население двух континентов завозило на свою территорию миллионы рабов из Африки (именно негров, потому что на тот момент это было экономически выгодно). После провозглашения независимости США гражданские права не распространились так активно на чернокожее население, как на белых.
👉 Причина была проста – сформировавшийся стереотип о нечистоте, тупости и лени афроамериканцев. Даже после отмены рабства негров все равно не допускали на “беловоротничковые” должности, а их отсутствие на приличных должностях использовали как социальное доказательство их ущербности – порочный круг замкнулся.
👉 Деление на группы различно у каждой народности. Однако все общества прошли (или еще приходят) иерархию по половому признаку. Причем на протяжение больше части аграрного общества изнасилование женщины являлось имущественным преступлением. К началу 21 века в 53 странах мира до сих пор не было законодательной базы для судебного процесса за изнасилование в браке.
👉 Автор отмечает, что гендерная дискредитации, в отличии от других, действительно имеет под собой биологическую основу – организм мужчины и женщины отличаются. Однако каждая культура обволокла этот факт своими идеями и нормами. В современном обществе биологические различия уже не могут обосновать иерархическое деление между полами.
👉 Те же идеи автор высказал и про сексуальность. Ной считает, что гомосексуализм не может быть назван неестественным, так как с точки зрения биологии нет никакого деления на естественный секс и не естественный. Вина всем предрассудкам – биологические мифы.
👉 Мужчина имеет набор хромосом XY, а женщина XX. Однако термин мужчина и женщина носит уже культуральный признак. Правильнее говорить уже не о поле, а о гендерной принадлежности. Ни в одном обществе мужчину не признают мужчиной, а женщину женщиной автоматически. Всегда существовали критерии, которым им приходилось соответствовать для подтверждения своего биологического пола и тяжелее всего приходится мужчинам.
👉 Однако в любом обществе все равно лучше родиться мужчиной. Исторически мужское начало более ценно в любых обществах после аграрной революции. Существует несколько теорий, почему предпочтительнее всегда мужские качества:
👉 Первая теория – физическое превосходство. Мужчина либо подчинил себе женщину, либо легче выполнял трудную работу, за счет чего получил контроль за производством пищи, а в итоге — политическую власть. Данная теория сомнительна – женщин не допускали именно к интеллектуальным видам деятельности. К тому же, в обществе существует четкая корреляция между соц. положением и умственными способностями человека, а не физическими.
👉 Вторая теория – большая агрессия. Женщина может сравняться с мужчиной в ненависти, злобе и жадности, но в прямом столкновении мужчина куда охотнее переходит к физическому насилию. Впрочем, это не объясняет почему все главенствующие должности, где важна не сила мышцы, а коммуникационные способности, все равно занимают мужчины.
👉 Третья теория – ген патриархальности. Мужчине постоянно приходится жить в условиях высокой конкуренции. Свои гены могли передать только самые агрессивные и воинственные самцы. Женщина же, из-за родов и воспитания детей на определенное время становилась недееспособной и ей требовался рядом сильный мужчина. Из-за этого она была готова принять любые его условия и со временем за каждым полом закрепилась своя стратегия выживания.
👉 Все три теории до конца не могут объяснить, почему же вся полнота власти оказалась в руках более агрессивного пола, если основная причина, почему homo sapiens смог захватить планету земля – это способность к коммуникации, в чем чаще всего сильнее женщины. Этот вопрос до сих пор остается открытым…
Агрессия так-то может выражаться не только в мордобое и даже не в криках и оскорблениях, можно достаточно агрессивно гнуть свою линию, оставаясь при этом в рамках приличий.
И ещё очень важный момент, что женщинам больше чем мужчинам важно одобрение других людей, а тех кто выше по иерархической лестнице обычно не любят.
Собственно это два фактора, почему у сапиенсов женщины обычно ниже в иерархии: меньшая агрессия, большая потребность в любви окружающих.
И физическую силу я бы тоже не сбрасывал со счетов. Всё-равно мы подсознательно оцениваем силу аппонента глядя на его размеры и мышцы.