Рецензии на книги
Чудеса находятся рядом с нашим домом в шаговой доступности! Мы просто не осознаем этого.
Обычный продуктовый магазин — это чудо! Его ассортименту позавидовали бы богачи и короли прошлого. За копейки, по бросовым ценам, по акции, мы можем покупать продукты, за которые раньше велись войны, снаряжались экспедиции, это специи и сахар. Нам также доступны диковинки со всех уголков мира: бананы, ананасы, авокадо, кофе, цейлонский чай...
Не одного меня это удивляет, писателя Бенджамина Лорра после скитаний по джунглям Кении по возвращению домой настолько удивил обычный продуктовый магазин (многие «очевидные» вещи можно заметить только свежим взглядом), что он написал книгу, детективное расследование, «Тайная жизнь супермаркетов. О чем вам никогда не расскажут».
Книга начинается с историй американских предпринимателей, первопроходцев розничной торговли. Любителям стартапов должен быть интересен этот опыт. Эти люди верили в свои идеи. Постфактум они кажутся очевидными, но для своего времени это был нонсенс.
«Магазины с более длительными часами работы появились в „Саутленде“ в 1927 году, когда на Джона Джефферсона Грина, пятидесятипятилетнего разносчика, снизошло озарение — появилось новое осознание даласского лета. Никто не хотел никуда выходить в знойный полдень, а тем более бежать рысью по погрузочной платформе, поэтому Грин решил увеличить свои часы работы, чтобы расширить границы дня. Быть открытым, скажем, с семи утра до одиннадцати вечера. Его клиенты оценили этот жест… Магазин стал процветать».
Идея магазинов, которые работают допоздна породила сеть 7-eleven, которая здравствует и по сей день. Кажется, что это банально, расширить часы работы, но посмотрите на наш 21 век. Парикмахерская у моего дома, которая жалуется на недостаток клиентов закрывается в 18-00, когда люди возвращаются с работы. Магазины электроники бьются над снижением цен, но никто не хочет работать круглосуточно. Что мешает открыть хотя бы один магазин сети на ночь? У меня есть потребность покупать электронику в полночь. Люди по ночам мебель двигают, а так бы телевизорами закупались. Куда смотрят маркетологи этих сетей? Ах, да, они спят в это время.
Следующий прорыв в развитии продуктовых магазинов совершает Кларенс Сондерс, изначально крайне бедный деревенский мальчишка.
«Сондерс почерпнул вдохновение от нового типа только что открывшихся ресторанов под названием „кафетерий“. Если мы считаем появление супермаркета его рождением, то открытие кафетерия было прелюдией.
...По мнению Сондерса, продуктовый магазин мог бы стать еще более ярким воплощением этой схемы. Покупатели по одному заходили бы, брали бы корзинку, проходили через турникет, а затем следовали по извилистому одностороннему маршруту, не дающему возможности пропустить ни одного предмета в магазине, — фантазия, опередившая преисподнюю сегодняшней „Икеи“ примерно на пятьдесят лет».
Сондерс становится мультимиллионером на воплощении этой идеи. В итоге строит себе гигантский особняк из розового мрамора, с бассейном, боулингом… и на этом успокаивается. Ему на смену приходят другие мечтатели. Майк Каллен — администратор бакалейного магазина.
«Его план был предельно прос взять за основу идею самообслуживания Кларенса Сондерса и развить ее. Каллен хотел построить магазины „чудовищных размеров“, расположить их в непосредственной близости от центра города, а затем создать настоящий потребительский ажиотаж благодаря объемам продаж товаров по более низким ценам — более низким, чем когда-либо, дешевле, чем покупатели могли себе вообразить.
...Он пишет письмо региональному вице-президенту Kroger с почти фантастическим бизнес-планом, в котором излагаются стоимость строительства, количество, тип, пол и зарплата его сотрудников, точное количество товаров, которые магазин будет продавать, а также предполагаемое количество товаров, прибыль и детали для расширения до пятого магазина. Завершает глубоко самоуверенным заявлением мессианского капиталиста: „Можете ли вы представить себе, как общество отреагирует на магазин такого рода? — спрашивает он вице-президента. — Это будет просто лихорадка. Мне придется вызывать полицию и впускать лишь определенное количество людей одновременно. Я сниму с них оковы рабства магазинов с дорогостоящими товарами и укажу путь к низким ценам земли обетованной“.
Он закончил письмо призывом к действию. „Никогда еще в жизни я не был так уверен, — заявил он. — Если вы согласитесь, это станет самым крупным источником прибыли, в который вы когда-либо инвестировали… Каков ваш вердикт?“
Вердикт Крогера был отрицательным. Ему было отказано.
Тогда он сделал все сам.
Его успех был мгновенным и столь же огромным, как и его магазины. Все предсказания сбылись. Ничего подобного еще никто не видел. В очередь за дешевыми ценами выстраивались тысячи»
Это было рождение супермаркетов. Шел 1930-й год.
Каждая глава книги Бенджамина Лорра «Тайная жизнь супермаркетов. О чем вам никогда не расскажут» посвящена отдельной теме, расследованию цепочек, по которым товары со всего света попадают в магазины у дома. Начинается путь с работы дальнобойщиков в США. Осознайте, что все, абсолютно все, в вашей жизни приезжает на грузовике. Автор внедряется в жизнь женщины-водителя Линн и колесит с ней по штатам. В нескольких словах содержание главы: «это тюрьма на колесах» (во всех смыслах). Если вам интересно, чем живут дальнобойщики в США, то рекомендую прочитать.
Автор описывает невообразимые склады, где хранятся, погруженные в сон овощи и фрукты. По словам автора: «они напоминают чердак какого-то сумасшедшего, где на поддонах хранятся все виды незрелых продуктов в состоянии сна без снов, пока рынок не нависнет над ними и не пробудит своим поцелуем».
Еще одна глава посвящена тому как в США продвигают продукты на рынок, это как компьютерные стартапы, целая эпопея. У кого-то получается и продукт всей его жизни (баночка с капустой) становится популярным. Американская мечта во плоти.
Из книги Бенджамина Лорра «Тайная жизнь супермаркетов» вы узнаете, за счет чего зарабатывают магазины на самом деле. Кто оплачивает акции два по цене одного, кто дает подарок за покупку… Спойлер: это производители этих продуктов, они еще платят деньги, чтобы попасть на прилавок. В этом суть, в этом стратегия заработка супермаркетов.
Завершающая глава книги рассказывает о нелегкой пути креветки к нашему столу. Есть вещи, которые лучше не знать. Вот не нужно читать, как производят креветок. Вы даже вообразить себе этот процесс не сможете. Это ад… креветочный ад, с воскрешением за нашим обеденным столом.
Рекомендую книгу Бенджамина Лорра «Тайная жизнь супермаркетов. О чем вам никогда не расскажут», она написана с юмором и по делу.
Владимир Никонов
Подкасты о саморазвитии и финансах на Яндекс-музыке:
https://music.yandex.ru/album/7328601
Вижу — только один комментарий.
А на всякое мэйнстримовое дерьмище на Дамблабе — сотни каментов.
ПОЗОР.
А вообще вы прямо в точку — больная тема для меня :(
Ну разное бывает — обмен опытом всегда полезен.
Я в логистике работаю больше 15 лет. Случайно прочитал книгу голландца Ван там какого то Склад как конкурентное преимущество. Вроде ничего нового, но воды 0 и все системно. Купил сразу штук 30, дарил всем подряд. Имхо лучшая книга по складской логистике. Хотя вроде все ноты давно известны :)
Еще раз спасибо!
Удачного Вам дня!