Сбежал от ФФ в 2020, до этого был в Нэттрейдере, которого они успешно поглотили n-ное кол-во лет назад.
Описываю личный многолетний опыт работы/общения с этим брокером, ваш может отличаться в лучшую сторону.
Всем мазохистам рекомендую этого брокера, просто чудо, а не финансовая организация.
Сначала плюсы:
— Веб-терминал Tradernet (хотя это и не их заслуга, трейдернет уже с бородой и с нами давным-давно), удобно в плане доступа с любого компа.
— Мобильное приложение — даже лучше веб-терминала, кнопочки, котировочки моргают — все, как любят дети.
— Не было абонентки на моем тарифе, для болотных инвесторов самое то — завел денег, вложил и сиди себе наблюдай годами.
— Красиво оформленные отчетные документы (логотипчик, вся херня), если их заказывать через поручения.
Теперь неплюсы:
— Жуткие баги веб-терминала, который может отображать на вашем счету какие угодно цифры, рисовать какие угодно кривые доходностей, не показывать графики, тормозить, уводить счет в минус. Списания комиссий отображаются здесь спустя несколько дней после фактического списания, вы будете несколько дней гадать, куда делись деньги со счета. Кто там считает ваши цифры — никогда в жизни не узнаете, поддержка ссылается на «систему», до бухгалтеров вы никогда не пробьетесь. Могут начислить левые миллионы на счет, а потом точно так же они оттуда исчезнут: это просто какая-то квинтэссенция хаотичной работы терминала. Ну, глюки-то везде наблюдаются, это ясно. Но чтобы в таком объеме — это просто феномен. Проблемы с терминалом были и у Нэттрейдера в свое время, однако там работала поддержка, отвечали на форуме, фиксили буквально в считанные часы все галюны. Здесь писать что-то технарям бесполезно, они просто этим занимаются раз в неделю, и то, если были жалобы (мое предположение).
— По поводу техподдержки. Работает на расслабоне, доступна в трех вариантах:
1. по телефону — вы будете дозваниваться до них с 5-6 раза, каждый раз по 20-30 минут слушая песенку «фридом-фридом», могут просто сказать что-то типа — «я не знаю, позвоните после 15.00» (наверное к этому времени приходят на работу умные сотрудники?). При мне сотрудник техподдержки звонил на ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ТЕХПОДДЕРЖКИ, чтобы выяснить какой-то рядовой вопрос;
2. чат с поддержкой — обман и фикция, ни разу, попав на первое место в очереди, я не чатился с поддержкой (а ждать приходится по 2-3 часа). После «первого места в очереди» произойдет гарантированный «разрыв связи» и вам предложат восстановить связь. Нажав на кнопку, вы переместитесь в конец очереди;
3. Произвольные поручения в ЛК — выполняются с задержкой от 5 дней, даже самые простые. Чтобы ускорить процесс приходится звонить (см. выше). Стандартные выписки и справки готовьтесь получать подолгу, мой рекорд — 14 дней на подготовку выписки из одной строчки.
— Брокерские отчеты — это швах, так обращаться с официальным отчетным документом могут только здесь (личное мнение и опыт).
Отчеты могут менять задним числом, сегодня вы его скачали — там одно, завтра — там уже другое. Это ппц.
«Уровень риска» клиента в отчете определяется все той же «системой», узнать, почему вы «клиент с повышенным уровнем риска» не представляется возможным, видимо там этот ярлык навешивает сотрудник-робот, который ни с кем не общается и никому ничего не объясняет.
Пару месяцев назад (четвертый квартал 2020 года) убрали из отчетов столбцы «прибыль», то есть вы можете сколько угодно глазеть в отчет, но считать прибыль по позициям придется ручками. Все для удобства клиента.
Легко могут спутать в отчете валюту котировки. Бумага котируется на бирже в HKD, а в отчетах брокера она в USD, запросто (я имею в виду не конвертацию, я имею в виду, что на бирже бумага, скажем 20 HKD, а в отчете — 20 USD). Как результат, ваша позиция стоит в десятки раз дороже, отчеты превращаются в бесполезные куски бумаги — на это серьезно даже смешно смотреть. Это ж все-таки деньги, а не просто циферки. После жалоб могут поправить отчеты.
Регулярно глючит ЛК, невозможно скачать отчеты (а квартальных, походу, вообще не стало).
— Могут без вашего разрешения брать ц/б со счета для сделок РЕПО (вечером взял — утром вернул). Можете им это легко запретить простым поручением, однако такая операция им позволена по умолчанию брокерским соглашением. Сделки безопасны для клиента. Я не большой специалист по фин. операциям, но, ***ть, могли бы наверное спрашивать у неискушенных клиентов, «можем ли мы так делать». Просто когда находишь в отчетах какие-то левые сделки, невольно задумываешься, чо за нах?! Проверяйте отчеты каждую неделю.
— Максимально непонятные для обывателя формы перевода ценных бумаг, никаких подсказок. Чтобы все правильно заполнить, придется обрыть интернет и общаться с поддержкой.
— Мутные условия обслуживания, особенно по производным инструментам. Я уверен, что за некоторые операции, которые «исполняет» (именно в значении «выкидывает фортели») брокер, его легко можно засудить: чего стоило закрытие форвардных контрактов неквалам в конце 2020 года.
Да, ЦБ запретил открывать такие позиции неквалам в середине 2020 года, однако как мы все отлично знаем, законы обратной силы не имеют (поправьте меня, если я тут не прав). В итоге ФФ просто принудительно позакрывал всем неквалам позы по форвардам, открытым хз как давно, мотивируя тем, что «у нас указание ЦБ».
А закон от середины 2020 года, кстати, все убытки по таким контрактам, открытым у неквалов, перекинул на брокера, поэтому все открытые позы и попали в серую зону: если их клиент закрывает с прибылью — все ОК, а если закрыть с отрицательной прибылью, то закон тут защитил инвестора, мол, «брокер такие позиции открывать неквалам не имеет права». Нет позиций — нет проблем, пишем письмо клиентам и закрываем. А регламент обслуживания они меняют как перчатки, уверен, там уже задним числом вписали отмазку для таких действий.
— В одностороннем порядке отключили токены для открытия сессий безопасности (брелочек такой с кнопкой, выдавал Нэттрейдер годы назад за нехилую денюжку), просто удалили эту функцию в терминале без предупреждения. А деньги за токены вернуть забыли:)
Вывод: с деньгами на счету играются как хотят, отчеты рисуют как душа ляжет, веб-терминал работает через *опу, обратной связи никакой. Все атрибуты бинарной кухни, мое мнение.