Заметную роль в развитии отечественного паровозостроения играл машиностроительный завод в Коломне. Он оказался в числе первых, начавших индустриализацию в Российской империи. После отмены крепостного права, в связи с ростом объемов производства в городах, расширением торговых контактов, внутреннего рынка потребовалось интенсивное развитие транспортной сети. Существовал запрос на подвижной состав, многочисленные паровозы и вагоны. Первенство в отечественном паровозостроении принадлежало Уралу, однако и в Центральной России необходимо было развивать современную производственную базу.
В 1863 году при слиянии Москвы реки и Оки, вблизи уездного города Коломны, был основан небольшой завод. Основой для него стали металлообрабатывающие мастерские, построенные для изготовления опор моста через Оку. Вскоре началось строительство новых корпусов, производственных цехов, ориентированных на производство подвижного состава (сперва вагонов, а затем паровозов). Помимо них завод ориентировался на выпуск деталей и механизмов, обслуживающего профиля: поворотные круги, баки для водозаборных колонок и водонапорных башен, запасные части для локомотивов, а в начале ХХ столетия – оборудование для электростанций.
Первый серийный товарный паровоз на Коломенском заводе был изготовлен в 1869 году. Производство стремительно росло и уже в 1873 году из ворот завода выехал 100-й паровоз. Первоначально завод обслуживал потребности Московско-Рязанской железной дороги, но вскоре расширил географию производства и отправлял паровозы и вагоны, в частности, на Привислинскую, Екатерининскую, Южную и на Юго-Восточную железную дорогу.
На заводе работали инженеры-конструкторы, разрабатывавшие оригинальные модели паровозов, при опоре на достижения иностранных, в частности французских, фирм. Например, в середине 1870-х годов на заводе были построены первые модели относительно дешевых и надежных трехосных паровозов, работавших на древесном топливе и угле. Высокое качество выпускаемой продукции гарантировало право на клеймение изделий государственным гербом, а также участие завода в укомплектовании т.н. «правительственного заказа» по паровозам.
Не оставались без внимания и другие направления производства. По-прежнему завод изготавливал мостовые конструкции. Для Москвы из Коломны были отправлены детали Москворецкого, Краснохолмского, Крымского мостов. Особенно интересное конструктивное решение осуществилось на Литейном мосту, в Санкт-Петербурге, сделанному из крупных металлических каркасов и креплений.
С 1878 года параллельно с производством паровозов и вагонов был налажен выпуск речных судов. Был построен первый речной пароход «Кулебаки». Завод производил также востребованные на внутреннем рынке локомобили, земледельческие и землечерпальные машины. Все это требовало не только расширения производства, но и аккумулирования финансовых ресурсов. И в 1870 году было образовано Акционерное общество «Коломенский машиностроительный завод».
Среди технических новинок, необходимо отметить первое судно с дизельным двигателем – буксир «Коломенский дизель», спущенный на воду в 1907-м году. Дизельные двигатели вообще были профилем завода. А с 1916 года здесь началось серийное производство пятиосных паровозов серии Э – считавшихся наиболее прогрессивными по конструкции на тот период. Наконец, нельзя не отметить участие завода в производстве городских трамваев и выпуске первого экспериментального асфальтоукладчика.
Завод продолжал работу и в советское время, и в наши дни.
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., МПГУ.