Продолжаем серию текстов о регулировании финансовых рынков. В прошлом посте (http://smart-lab.ru/company/exante/blog/247071.php) мы говорили о США, сегодня мы поговорим о Великобритании
2. Регулирование финансовых рынков в Великобритании
2.1 История
Несмотря на культурную близость к США, финансовое регулирование в стране развивалось существенно иначе. Английские рынки капитала имеют многовековую историю. До недавнего времени они управлялись комбинацией законов и (в большей степени) обычаев. Государство не занималось здесь специализированной регуляцией. Фондовая биржа в Великобритании всегда рассматривалась как высокопрофессиональный орган, действующий по принципу «мое слово — мой долг». Такой подход считался адекватным до 1970-х годов, когда ряд инвестиционных афёр изменил настроения в обществе.
Комплекс зданий Британского Управления по финансовым услугам (FSA)
В 1980-х годах в стране были приняты законы, регулирующие финансовый рынок: Закон о финансовой службе (1986), Закон о ценных бумагах компаний, он же закон об инсайдерах (1985), Закон о компаниях (1986), Закон о финансовых услугах (1988). Эти законы, в частности, установили ответственность за раскрытие инсайдерской информации, за сокрытие объективной информации и распространение сведений, способных ввести инвесторов в заблуждение, установили обязанность лицензирования профессиональной деятельности на рынках ценных бумаг. Тогда же была создана основная регулирующая организация — Совет по ценным бумагам и инвестициям (The Securities and Investments Board Ltd, SIB). В конце 1990-х годов она получила особенно широкие полномочия и была переименована в Управление по финансовым услугам (Financial Services Authority, FSA).
В конце 2000-х годов британская система регулирования рынков была интегрирована в общеевропейскую, однако продолжила собственный поиск новых моделей. В 2013 году FSA было упразднено, а его функции распределены между двумя другими организациями: Управлением по пруденциальному регулированию (Prudential Regulation Authority, PRA) и Управлением по финансовому контролю (Financial Conduct Authority, FCA). Одним из мотивов реформы стала неспособность FSA предотвратить недавний финансовый кризис, связанный с избыточным кредитованием.
2.2 Основные регулирующие органы
- Управление по финансовым услугам (Financial Services Authority, FSA, fsa.gov.uk), создано в 1998 на основе реорганизованной SIB, упразднено в 2013 году.
- Управление по пруденциальному регулированию (Prudential Regulation Authority, PRA, bankofengland.co.uk/pra/Pages/default.aspx), создано в 2013 году.
- Управление по финансовому контролю (Financial Conduct Authority, FCA, fca.org.uk), создано в 2013 году.
2.3 Национальные особенности регулирования
Хотя Великобритания долго воздерживалась от создания институтов регулирования фондовых рынков, в итоге она создала даже более жёсткую регулирующую систему, чем США. Работа FSA не ограничивалась только “защитой инвесторов”, она поставила более широкие задачи, связанные с развитием рынка в целом, включая даже такие инициативы как повышение финансовой грамотности населения.
Сам факт создания общенационального регулятора подвергался критике сторонниками вековых порядков, но в итоге авторитет FSA оказался высоким. В отличие от американской SEC, FSA было негосударственной организацией, хотя и подотчётной парламенту. Его финансирование осуществлялось за счёт самих компаний, по отношению к которым оно осуществляло регулирование. Но компании охотно шли на эти издержки, ибо наличие лицензии FSA было единодушно признано показателем высокой надёжности. Многие страны, в том числе, за пределами EC, организовали у себя регуляторы по британскому образцу. Некоторые из них (например, Япония) даже без изменений позаимствовали аббревиатуру FSA (хотя и одно из слов в названии было изменено). Общеевропейская система регуляции на основе MiFID (см. следующий раздел) также в значительной степени позаимствовала опыт деятельности FSA.
С другой стороны, даже после финансовой интеграции Великобритании в общеевропейскую систему регулирования, страна старается максимально сохранить независимость. Яркий пример тому — расформирование FSA и введение двух новых регуляторов — FCA и PRA. Несмотря влияние, которое оказало FSA на общеевропейскую и мировую систему регуляции рынков, сама Великобритания не удовлетворилась почётной ролью «законодателя мирового порядка». Она, напротив, увидела ошибки в опыте FSA и теперь старается найти более эффективную и свободную систему, где было бы меньше концентрации функций в одном ведомстве и больше координации действий регуляторов с государственной денежной политикой.
2.4 Примеры известных брокеров, лицензированных FSA