Маржинальность нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в мире с февраля сократилась примерно вдвое. На это есть несколько причин.
1️⃣ Российская нефть продолжает поступать на мировые рынки вопреки санкциям. Напомним, что потолок цен на морские поставки российской нефти и нефтепродуктов, которые ввели западные страны в декабре 2022-го и феврале 2023-го, должны были привести к сокращению мировых поставок нефти. Но пока этого не происходит. Россия продолжает поставлять нефть, правда, с дисконтом. Этим пользуются ее крупнейшие импортеры — Китай и Индия, которые наращивают объемы закупок у России для дальнейшей переработки и даже реэкспорта. В первом квартале 2023-го морские поставки российской сырой нефти увеличились на 4,5% г/г, по данным аналитической компании Kpler. При этом в марте нефтепереработка в Китае и Индии достигла рекордных значений.
2️⃣ Мягкая зима в Европе. Она привела к увеличению запасов и снижению спроса со стороны еврозоны как одного из ключевых импортеров нефтепродуктов.
3️⃣ Спрос на нефтепродукты для замены СПГ падает. Газойль (нефтепродукт) могут использовать для производства электроэнергии вместо природного газа. Но сейчас спрос на него падает, в том числе из-за того, что цены на СПГ снижаются и использовать СПГ для производства электроэнергии выгоднее.
4️⃣ Увеличение производственных мощностей. В этом году ожидается запуск нескольких новых НПЗ на Ближнем Востоке и в Китае. Это позволит производить еще больше нефтепродуктов, что будет дополнительно давить на цены и, следовательно, на маржинальность.
❓Как обстоят дела по регионам
В Европе на прошлой неделе рентабельность производства дизельного топлива упала до минимумов с февраля 2022-го — примерно до $13,7/баррель, по оценкам Reuters. При этом прибыль от переработки нефти Brent в апреле рухнула на 71% за месяц — до минимумов с января 2022-го (ок. $3,56/баррель).
В Азии рентабельность производства газойля в апреле рухнула на 31% до минимумов с января 2022-го. Примерно до $14/баррель на прошлой неделе. А прибыль от переработки Brent обвалилась на 57% за месяц — до $2,54/баррель. Чтобы повысить рентабельность, азиатские НПЗ наращивают производство бензина и сокращают производство дизельного топлива.
В США спрос на нефтепродукты ослабевает из-за риска рецессии. Тем не менее производство бензина в США остается все еще рентабельным (около $21/баррель североамериканской WTI, по данным Refinitiv). На прошлой неделе запасы бензина выросли впервые за 8 недель, но все еще на 9—10 млн баррелей ниже среднего показателя за 2015—2019 гг. и прошлогоднего значения.
#сырье