Совокупный спрос (AD от aggregate demand)- желание и возможность населения, фирм, государства и заграницы приобрести определённый объём товаров и услуг при сложившемся уровне цен.
Совокупный спрос в отличие от рыночного является более сложной категорией и складывается из 4 компонент: потребительского спроса, инвестиционного спроса, государственного проса, чистого экспорта (экспорт-импорт).
Совокупный спрос отображают графически в виде кривой.
Отрицательный наклон кривой AD объясняют 3 эффектами в экономике:
1) эффект процентной ставки: показывает, что уровень цен влияет на ВВП через процентную ставку. При росте цен и постоянной денежной массе, вырастают процентные ставки, уровень инвестиций и потребление падает, снижается объём производства
2) эффект реального богатства: показывает, что при росте цен обесцениваются финансовые активы домохозяйств, а следовательно уменьшится потребительский спрос.
3) эффект импортных закупок: более дорогие внутренние товары начинают покупать меньше и увеличивают импорт, в результате падает чистый экспорт.
Сдвиг кривой может происходить в результате изменений макроэкономической политики (денежная масса, налоги, государственные расходы)