Аэрофлот, друзья мои, это просто — УЖАС, УЖАС, УЖАС.
При росте выручки за 1 полугодие на 17,2% до 311,4 млрд руб. компания увеличила чистый убыток с минус 2,8 млрд до минус 8,7 млрд рублей.
Согласитесь, не так часто при хорошем росте выручки мы можем увидеть стремительный уход в зону убытков. Давайте разбираться, почему это произошло — смотрим в структуру себестоимости:
обслуживание воздушных судов -61,1 млрд, рост 25,8% (опережает прирост выручки, очень негативный сигнал)
амортизация и таможенные пошлины 53,6 млрд руб (рост 29,2 % — очень негативно)
техническое обслуживание воздушных судов 13,9 млрд (рост 38,5%)
топливо 92,7 млрд (рост 19%)
Таким образом, причина убытков становится понятна — главные показатели в структуре себестоимости растут быстрее чем выручка.
Можем ли мы обвинить руководство компании в том, что они не умеют правильно работать с себестоимостью?
Думаю, это было бы не совсем объективно — на деятельность Аэрофлота да и других российских перевозчиков кардинально влияют 2 негативных фактора — резкий рост курса доллара по сравнению с 1 полугодием 2018 года(влияет на лизинговые платежи, таможенные платежи и цену топлива и аэропортового обслуживания за границей) плюс выросшие цены на нефть и следовательно, авиационный керосин.
Справедливости ради надо отметить, что авиаперевозки — очень сложная отрасль, многие мировые авиакомпании прошли через процедуру банкротства, а Алиталия — так и несколько раз, и хороших фин показателей ожидать и не стоило.
Зевершает картину огромный долг 552 млрд, практически равный объему выручки, что делает акции компании не очень привлекательными для долгосрочного инвестирования.
Вердикт — компания держится только за счет получаемых ройялти и субсидий от государства, покупки акций Аэрофлота рекомендую только в объеме не более 1,2 % от портфеля и только на просадках