Серьезные проблемы, с которыми столкнулся автозавод «Москвич», в сочетании с уже накопившимися трудностями, делают перспективу его существования в Москве маловероятной.
Два года назад, компания Renault объявила о продаже своих активов в России и выходе с российского рынка. В ответ мэр Москвы заявил о взятии завода на баланс города с целью возрождения производства легковых автомобилей под маркой «Москвич». Однако за это время завод лишь наладил сборку китайских машин JAC и попал в список санкций США.
В 2023 году он сообщил о убытке в размере 8,6 млрд рублей и совокупном долге в 42,6 млрд рублей.
Несмотря на эти проблемы, руководство «Камаза», одного из акционеров «Москвича», заявило о сотрудничестве с правительством Москвы и планировало производство более 50 тыс. автомобилей в 2023 году и более 100 тыс. в 2024 году. Однако фактический выпуск в прошлом году составил всего 31 тыс. автомобилей, а план на текущий год был сокращен на 70%. Цены на автомобили установили вдвое дороже китайских оригиналов, а сборка двух моделей была запущена в тестовом режиме.
Мощности завода рассчитаны на производство около 180 тыс. автомобилей в год, но даже в наилучшие годы с него сходило всего 30 машин в час. Помимо того, в производстве участвовали локализованные автомобили Renault, но себестоимость автомобилей из-за дорогой земли, логистики и кадров значительно превышала среднероссийские.
Подобные сложности в бизнес-планировании «Москвича» не помешали «Камазу» утверждать, что производство на заводе «постепенно движется по программе локализации». Они планируют достичь безубыточности при выпуске 40 тыс. автомобилей в год и запустить производство электромобиля на российской платформе. Московские власти также видят в столице потенциал для разработки и производства электромобилей, планируя строительство завода тяговых аккумуляторных батарей.
Однако для достижения таких амбициозных планов разработчикам необходимо учесть фундаментальные проблемы завода, такие как дорогая земля, логистика и кадры, которые значительно увеличивают себестоимость производства автомобилей.
Более того, льготы и преференции, которые позволяли экономить сотни миллионов рублей ежегодно, закончились в 2020 году, и их продление кажется маловероятным.
Льготы для Renault предоставлялись в обмен на инвестиции в локализацию производства, запуск новых моделей автомобилей, создание рабочих мест и модернизацию оборудования на сумму нескольких миллиардов рублей ежегодно. Однако планы московских властей и «Камаза» по инвестированию в «Москвич» на 5 млрд рублей непропорциональны этим требованиям.
Современный автомобильный завод представляет собой высокотехнологичную систему с высоким уровнем роботизации, автоматизации и цифровизации производства. В это время «Москвич» только начинает усваивать подобные технологии, что делает его нерентабельным и не конкурентоспособным на глобальном рынке.
Многие мировые автоконцерны массово осваивают новые технологии и развивают инновационные виды машин. В то время как «Москвич» занимается «изобретением велосипеда», его конкуренты активно развиваются и экспериментируют с электрическими, беспилотными и интеллектуальными технологиями.
Среднесрочные планы «Москвича» кажутся невыполнимыми, так как они ориентированы на рынок с низким спросом и доминированием китайского импорта. Более того, автозавод включен в американский список санкций, что делает его сотрудничество с крупными поставщиками автокомпонентов практически невозможным.
Все это указывает на то, что «Москвич» может повторить печальную судьбу других автомобильных предприятий Москвы, таких как «ЗИЛ», который был закрыт 10 лет назад. Отсутствие глобальной кооперации и интеграции в международные цепочки поставок делает его выживание в современном автомобильном рынке маловероятным.
P.S. Подписывайтесь на канал «Куда идем?, оставляйте комментарии, свой лайки/дизлайки, делитесь статьями.
Это помогает продвигать информацию канала, благодаря чему больше ваших знакомым будут узнавать, что на самом деле происходит в России
Тут надо быть либо Китаем, чтобы иметь почти все технологии, либо Северной Кореей, чтобы «нам и так хорошо, на велосипедах».
В любом случае, все современные технологии и производства делаются в кооперации с развитыми странами. Так просто проще и выгоднее. У остальных будет вечная судьба отстающих.
Ну а если одна попытка за другой заканчивается неудачей, это печально конечно. Налево тупик, и направо тупик, приходится вот дружить с китайскими нациками и иранскими религиозными фундаменталистами,
двух скрепных качеств: рукожопости и дол@ое@изма.
А тут 1,5 моторы, надутые, на тачках массой 1500-2000кг, на колесах 18-19 радиуса.
Прим.: в 1980-х я 10+ лет, как и все в СССР, хотел иметь машину, получил права, собирал деньги и стоял в очереди хоть на какую-то машину (Жигули или Москвич. Волга была only у больших начальников и на Кавказе).
А сейчас я могу купить несколько машин, но не хочу! Мне хватает такси…
Увы, никогда.
На Вашем месте, уважаемый,
я бы не столь задавался поистине риторическими вопросами…
сколь бы думал о грядущем будущем —
в виде «лагерей для интернированных» -
причём и я попаду, и Вы...
правда, я в первую очередь,
а Вы — либо в третью, либо в четвёртую...
Уж не обессудьте...
Третий космич за 1,76 млн отличное предложение. Найдите новый дешевле.