В 2012 я открыл фирму пассажирских перевозок. Маршрут: Псков–СПб. Мои автобусы возили 2-3 тыс. людей в месяц, а недавно я закончил последние судебные дела. В статье мои выводы за годы работы. Приятного прочтения и не забывайте передавать за проезд.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога на основе интервью с предпринимателем
Берем грузовые мерседесы-спринтеры – 2 шт., отдаем в тюнинговую контору и получаем автобусы бизнес-класса. А билеты ставим по цене обычных маршруток.
У меня было турагентство, поэтому, так как автобусы не всегда забивались под завязку, я дарил клиентам при покупке тура бесплатный трансфер до Пулково
Один рейс туда-обратно это 40 человек, по 500р — это 20к. Себестоимость рейса — 8к. Итого 12к прибыли, ок, часть не придет 5к. Итого 2 рейса в день = 10к прибыли. В месяц это 300к с одного автобуса! Сначала взял два автобуса, то есть 600к в месяц, а уже через полгода купил еще 2 в лизинг. Кажется, жизнь удалась!
А как на самом деле?
Часть мерседесов брал в лизинг, и когда начались тяжелые времена, я пропустил 2 платежа. Это был официальный лизинг мерседес-бенц — очень респектабельная контора. Но, как выяснилось, у респектабельной конторы есть нереспектабельные коллекторы, которые со скоростью звука выкупают долги… Через неделю просрочки в дверь мне позвонил дядя со шрамом.
Ты не знаешь что такое бандиты, пока не встретишь их на пороге в домашних тапочках
Мне показывали странные документы без печатей и представлялись мерседес-бенцом. Пришлось срочно ехать в центральный офис, где еле договорился. Хорошие люди заняли денег, и я выкупил машины. Причем пока разбирались, коллекторы уже повесили объявление о продаже автобусов. А представители мерседеса продолжали называть своих бандюганов-коллекторов респектабельно – “партнерами”.
Вывод 1: если вписываетесь в кредиты – рассчитывайте свои силы или купите биту.
Пассажирские перевозки сделали меня юридически подкованным, и когда уже второй лизинг приехал забирать у меня автобус, я решил, что этот беспредел не оставлю просто так. С учетом всех моих платежей и изъятого мерседеса, лизинг оказался необоснованно в плюсе на 352 613,96₽. Второй мерседес я выкупил, на это у меня был месяц по закону.
Как так вышло, что лизинг оказался мне должен? Например, общий платеж за автобус в лизинг 1 млн., вы внесли 700к, а еще 300к у вас нет. У вас забирают автобус. Движимость, конечно, уже стоит не миллион, а 500к. То есть они вернули себе еще 500к. Итого получили 700к+500к=1,2 млн. Лишние 200к — это и есть незаконное обогащение. Эти деньги они должны вернуть. Если у тебя хороший адвокат, то суд ты выигрываешь.
Выбивание мерседеса-спринтера в документах назвали “изъятие предмета лизинга”. Суд встал на мою сторону.
Вывод 2: ведешь бизнес – поднимай юридическую грамотность или дружи с юристами
В 2014-м доллар растет в 2 раза. Запчасти на спринтеры напрямую зависели от курса, плюс дорожает бензин. В этой ситуации перевозчики не могли не поднять ценник. Мы подняли до 650 рублей без карты и 500 рублей по дисконтной карте. И тут прилетает иск от антимонопольной службы.
В процессе кроме меня участвовало еще 5 перевозчиков, суды шли 2,5 года. Мы расписали разные причины и, тем самым, отбили наличие сговора.
В итоге иск аннулировали.
Рост расходов вынуждал двигаться от новых мишленовских шин к б/у и китаю.
Водители, бывало, свинячили и воровали. Пробовал решать камерами, но качество камер тогда не позволяло что-то понять ни на утренних, ни на вечерних рейсах. Поэтому водители успевали возить зайцев и клали в карман 1-2к с рейса.
Топливная система на евро 5 регулярно засорялась, я грешил на качество бензина. До сих пор заправляюсь только в газпроме и лукойле, остальные бодяжат. Дороги раздалбывали машины, требовался постоянный ремонт. А в городе за ремонт нового поколения мерседесов никто не брался, виновата дорогая диагностика.
Пассажиры бронировали сразу несколько мест на разное время в разных компаниях, чтобы как освободятся, могли удобно уехать. В итоге мой рекорд — из полностью забронированного автобуса на рейс пришло 2 человека. Обычно если рейс забивался в ноль мы ехали, чтобы обеспечить занятостью водителей. Отменяли только когда туда-обратно ехало по 3 человека. В этом случае договаривались с другими диспетчерскими, чтобы не бросать своих пассажиров. Диспетчерские дружили и нам тоже передавали пассажиров, если рейс не собирался.
А как-то задолжал 30к мегафону. У нас был бесплатный вайфай, но качать с определенных сайтов было не бесплатно. Пассажиры накачали пор*ухи, хотя я отключал все платные услуги.
Вывод 3: учитывайте человеческий фактор
В какой-то момент мне казалось, что мой бизнес убивают целенаправленно.
Сначала заставляют сменить аналоговые тахографы на цифровые. Тахограф – это прибор учета рабочего времени водителей. Каждый гаишник мог просто так предъявить за прибор и заставлять рейсовую маршрутку ждать транспортников до утра. Не говоря уже о том, что каждый прибор — это 60к, а за неустановку приличный штраф.
Потом вводят страхование пассажиров. Это еще 70к расходов на один автобус. Когда я оплатил страховку, кто-то забыл внести это в базу и в итоге автобус арестовали на 30 дней, пассажиров высадили. Пришлось экстренно возвращаться из отпуска и разбираться. А это был хлебный август, там мог бы заработать миллион, который потом держишь, чтобы покрывать убытки осени.
Дальше заставляют подавать данные пассажиров в ФСБ за 24 часа до рейса. Хотя рейс часто забивается как раз в последние 24 часа.
А под конец обязуют арендовать помещение под автостанцию. То есть либо пользуйтесь услугами городского автовокзала и платите 100р за заезд и 18% НДС с билетов, либо стройте, арендуйте свой автовокзал. Раньше мы отправлялись в СПб от гостиницы “Россия”, эту лавочку тоже прикрыли, а в округе гостиницы поставили знаки остановка запрещена. Тут же нас массированно гасят в прессе, называя перевозчиками “от столба до столба”. Кто-то из перевозчиков сдался и пошел на автовокзал, а кто-то просто закрылся, например, мы.
Были и плюсы. Турфирма монополист по Греции покупала трансфер, 1-2 месяца в году обеспечивали приличную загрузку. А первые 2 года неплохо зарабатывали.
Вывод 4: нужна очень крепкая нервная система и кубышка в заначке для ведения бизнеса.
Окончательно все испортилось, когда запустили Ласточку.
Ласточка – это скоростной поезд между Псковом и СПб. Стартовая цена билета 390 руб., едет быстрее маршрутки. После того как выжили маршрутки цена на ласточку выросла вдвое.
Вместе с запуском Ласточки одновременно открывают 8 участков ремонта и время в пути увеличивается, благодаря реверсивному движению. Когда пускают то одну полосу, то другую. Автобус мог идти до 8 часов при запланированных 4 часах. Например, у вас заявлен рейс в 15:00 из Питера, а автобус только к 17:00 приползает в город. Уровень возмущения пассажиров, думаю, вам понятен. Конечно, с такими раскладами все выбирали ласточку.
За три года работы в пассажирских перевозках кое-что понял.
А в любой непонятной ситуации говори: ссылаюсь на 51 статью Конституции – не свидетельствовать против себя.
Сейчас занимаюсь бизнесом, исключающим прямую конкуренцию с государством. От выхода новых законов не вздрагиваю, на звонки отвечаю легко и весело, судебные извещения в почтовом ящике не нахожу, а люди со шрамами не ждут за дверью.
Я веду блог «упал, поднялся» с историями про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех.
Вы прочитаете: как я открыл и развалил сеть ночных клубов, как правильно склеить картон, чтобы продать его на маркетплейсах на 50 млн в год, как фермер потратил 250 млн в деревне, почему умирает производство пельменей в провинции, почему таксопарк на 300 водителей и 40 машин больше не бизнес, как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн и другие истории.
p/s очень мало людей, способных психологически выдержать такую нагрузку.
ну хоть не крысили и не копытили
ipisarev,
вы таки не знаете те дороги))
псковские дороги в те годы принципиально не ремонтировались, штоб натовские танки пройти не смогли.
Вторая история. Вывоз мусора. Частные компании обслуживают область. Соревнуются друг с другом, вводят раздельный сбор, оптимизирую маршруты, внедряют современные методы контроля, даже и построили мусоросортировочный комплекс, пусть и небольшой. И тут: Мусорная реформа- все для народа, чтобы, значит довести сортировку до 50 процентов. По словам замгубернатора провели «самый честный в мире» конкурс на котором победила компания которая па-пам: первая подала заявку. Причем, судя по впечатанной дате и времени в документе, еще до начала торгов, не имея при этом ни одного мусоровоза, ни одного водителя, ни одного объекта мусоросортировки. Прошли годы: тарифы на вывоз выросли в разы. Вывоз стал хуже (теперь не надо конкурировать, знай получай деньги с клиентов), не построено ни одного объекта сортировки, единственный это так и есть тот построенный частником еще до реформы.
вам не казалось.
маршрутки и ларьки выкорчёвывали целенаправленно и последовательно.
нахамил видать кому-то))
крупные сервушки (в мелкую спринтер не влезет) меж собой дружат не хуже ваших диспетчеров. прошла инфа, што кантора нехорошая — ифсё, двери закрылись.
с диагностикой там проблем нет ваще.
Пельмешки топ были
Сейчас же творится лютая дичь. Существенная часть автобусов просто перестали выходить на рейс даже в час пик. То ли из за недостатка водителей, то ли из за поломанных и необслужанных автобусов. Рейсы тупо пропускаются, расписание не соблюдается. Из за этого в час пик все битком. Не уехать не приехать вовремя. Вечером после семи интервалы увеличиваются до часа, а после девяти уехать стало вообще невозможно. Кондеи давно перестали работать т.к. видимо их никто никогда не обслуживал. Водители похоже поувольнялись, а новых взять негде.
В местных пабликах люди клянут матом этот транспорт верхневолжья, жалуются на этот бардак во все инстанции, но всем чиновникам насрать, они же не ездят на общественном транспорте, пишут однотипные отписки.
И вишенка на торте — система штрафов. Кондукторов в салоне нет, платишь самостоятельно (или не платишь). Периодически в автобус залетает зондер-команда контролеров в форме похожей на полицейскую и выписывает штрафы безбилетникам. Штраф составляет 2500р, это почти в 100 раз больше стоимости поездки (30р).
Вобщем всё это еще один пример неэффективной работы госконторы и полнейшего бардака за который никто не несет ответственности.
PS: В чистом поле без конкуренции так и не смогли наладить нормальную работу общественного транспорта в 430 тысячном городе.
PPS: Маршрутки хотя бы в ходили регулярно через каждые 5-10 мин до 8-9 вечера. Вобщем было лучше, чем сейчас этот бардак.