На ближайшие месяцы главным событием в сегменте pre-IPO можно назвать историю «Самолет Плюс». Во-первых, потому что до конца года ожидается всего порядка пяти таких мероприятий. Во-вторых, само pre-IPO имеет уникальную составляющую даже для рынка полновесных IPO.
Сейчас Россия переходит на новый уклад продажи жилья: клиент зачастую отдельно покупает железобетонную коробку, и в 90% ситуаций затем углубляется в ремонт и подбор мебели. В развитых странах преимущественный спрос приходится на квартиры с «ремонтом под тапочки». Клиент расплачивается, когда в квартире есть все, включая полотенце в ванной комнате.
«Самолет Плюс» как раз и является попыткой создать сервис, который продает не квадратные метры, а объект для дальнейшего проживания. Это революция в индустрии, пусть пионерами в этом направлении выступил несколько лет тому ряд других игроков. И в перспективе этот кейс с большой вероятностью вытеснит с рынка и «Петровичей», и ЦИАНы.
Крупные российские инвесткомпании адекватно оценивают происходящее, но, например, Сберу проще купить «Самолет» целиком, если история взлетит. Кроме того, у Сбера есть аналог – Домклик.
Но в рамках pre-IPO мы можем отследить не просто историю успеха, а историю победы новой индустрии. Вполне возможно, инвестирование в «Самолет» сегодня соразмерно по важности, с приобретением бумаг Apple до того, как они выпустили айфон.
С брокерской же точки зрения эта история интересна, поскольку профсообщество привыкло относиться к IPO с некоторой иронией. Много лет эта процедура банально являлась формой приватизации. Может быть, в последнее время добавилась возможность привлечь более дешевые, чем кредиты, средства некрупным игрокам.
С этого ракурса мы, получается, обсуждаем очень позитивную новость для рынка, пусть без тщательного погружения в вопрос и не спешим рассыпаться в инвестиционных рекомендациях.